Перед испытанием дизель устанавливают и крепят к подмоторной раме,
соединяют и центрируют с нагрузочным устройством, монтируют систему
охлаждения, смазки, топливной и др. Дизель с нагрузочным устройством
соединяют при помощи упругой муфты (рис. 160), которая состоит из
полумуфт 1 и 2, резиновых вставок 3, стяжных болтов 4 и крышки 5.
Полумуфта 1 крепится
к фланцу носка отбора мощности, а полумуфта 2 — к
валу гидротормозов.
Центровка дизеля производится приспособлением (рис. 161), которое
устанавливается на полумуфте 1 (см. рис. 160). Резиновые вставки 3 при
центровке не ставят. Приспособление дает возможность определить
изменение диаметрального и торцового зазоров между полумуфтами при
различных положениях их в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Зазоры замеряют между болтами приспособления и между диаметром и торцом
полумуфты.
По разности диаметрального зазора между верхним и нижним, а также между
боковыми положениями полумуфт определяют величину смещения дизеля
относительно загрузочного устройства. Смещение может быть как по
вертикали, так и по горизонтали. По разности торцового зазора, при
указанных выше положениях полумуфт, судят о величине изгиба осей дизеля
и нагрузочного устройства. Изгиб осей также может быть в вертикальной и
горизонтальной плоскостях. При центровке смещение и изгиб осей в любом
направлении не должны превышать 0,1 мм.
Приступают к запуску дизеля и началу испытаний
после того, как дизель прогрет и проверена правильность монтажа систем,
подсоединение тяг управления, соответствие масла и топлива требованиям
ГОСТа.
От каждой полученной партии топлива, масла и присадки, а также в
процессе испытаний ежедневно из топливных баков берут пробу. Пробу масла
для анализа берут из расходного бака перед заводским и контрольным
испытаниями и при каждой смене масла в системе.
Дизель запускается электростартерами. Перед каждым испытанием проводятся
два последовательных запуска. Перед каждым запуском масляная система
прокачивается до давления в главной магистрали не ниже
0,5 кГ1см2 и на входе в турбокомпрессор до 1 кГ1см2. Первые запуски
дизеля, запуски после переборки, при смене топливного насоса, при
регулировке топливного-насоса, а также после проверки автомата
предельных оборотов производятся под небольшой нагрузкой (40— 60 л. с.).
Все остальные запуски дизеля — на холостом ходу (без подачи воды в
гидротормоз). Как указывалось выше, первые запуски следует делать на
прогретом дизеле при температуре воды и масла в дизеле не менее 40° С.
При последующих запусках температура воды и масла может быть около 15°
С. Прогрев дизеля производится на холостом ходу при 600 — 800 об/мин.
Повышать обороты дизеля свыше 800 об!мин до достижения температуры
входящей воды 55° С и входящего масла 40° С не разрешается.
Дизель перед остановкой охлаждается при работе на малых оборотах
холостого хода с одновременным постепенным понижением температуры на
входе масла до 50—55° С и воды до 65—60° С. При применении
терморегуляторов разрешается останавливать дизель при более высокой
температуре воды и масла (до 70° С).
Режимы испытания дизеля М753 приведены в табл. 26 и 27. В зависимости от
объема ремонта дизели могут подвергаться более коротким испытаниям за
счет сокращения времени приработки. Режимы работы по сокращенной
приработке указаны в табл. 28. По аналогичным режимам проводятся
испытания дизелей типа М756, но с изменением регулировки по мощности и
углу опережения.
После устранения дефектов чистый и сухой дизель предъявляется
представителям отдела технического контроля для приемки.
Если в процессе ремонта дизеля заменялись следующие основные детали:
картеры верхний и нижний, коренные вкладыши (более двух), коленчатый
вал, амортизатор, шатун, шатунные вкладыши (более двух), поршневые
кольца и пальцы прицепных шатунов (более трех), поршни, поршневые
кольца, (более двенадцати), моноблок или разъемный блок, гильзы
цилиндров (более двух), клапаны впуска и выпуска (более шести), шестерни
передач (более двух), дизель подвергается полному объему испытаний. Если
в процессе ремонта указанные выше детали заменяются, но в меньших
количествах приработку дизеля можно проводить по сокращенной программе
(табл. 28).
Если в процессе приработки или контрольного испытания обнаружены
дефекты, требующие разборки дизеля, длительность и объем повторных
испытаний будут зависеть от объема ремонтных работ и количества
замененных деталей. С целью проверки качества ремонта и сборки каждый
пятый дизель после приработки полностью разбирают. После сборки такой
дизель подвергается сокращенной приработке и контрольному испытанию (см.
табл. 27 и 28). Если в процессе переборки пятого дизеля будут обнаружены
дефекты, требу-ющие замены основных деталей в больших количествах, чем
предусмотрено выше, следует временно ввести переборку каждого дизеля.
Во время испытания все полученные параметры работы дизеля заносятся в
протокол испытаний. В протокол испытаний также заносятся все работы,
проведенные в процессе испытаний: центровка, изменение регулировки,
устранение дефектов, снятие агрегатов и т. п., а также решения по
прекращению испытаний из-за обнаружения дефектов.
Записи показаний приборов и параметров во время приработки и
контрольного испытания производятся в начале каждого режима и через
каждые 10 мин работы дизеля. Переходить с одного режима на другой
следует, плавно поднимая или снижая обороты.