Сборка дизелей М753 и М756

  Главная      Учебники - Двигатели     Тепловозные дизели М753 и М756. Разборка, ремонт, сборка (Бабич Г.С.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78 

 

 

Сборка дизелей М753 и М756

 


Все детали двигателя должны поступать на сборку после устранения дефектов тщательно промытыми и обдутыми сжатым воздухом. Сопрягаемые детали во всех не оговоренных особо случаях должны быть смазаны чистым маслом, применяемым в эксплуатации, непосредственно перед самой сборкой. Использование старых паронитовых, асбестовых и бумажных прокладок и уплотнительных материалов (колец, набивок и т. д.) не допускается. Особое внимание должно быть обращено на то, чтобы грязь и посторонние предметы не попали при сборке внутрь узлов и агрегатов. Затягивать гайки или болты нужно постепенно и равномерно, контрящие детали (пружинные и отгибные шайбы, шплинты, проволока и т. д.) устанавливать только новые. Во всех не оговоренных особо случаях один конец шплинта должен отгибаться поверх гайки, а другой — вниз сбоку гайки. При шплинтовке «на якорь» оба конца шплинта разводятся в разные стороны по бокам гайки.

Агрегаты, поступающие на сборку, должны быть предварительно испытаны и иметь документ, подтверждающий возможность их постановки на дизель. Верхний картер поступает на сборку с уложенным в него коленчатым валом, установленными передачами, приводом насоса и топливным насосом.



Установка поршней. На чистые привалочные плоскости картера под правый и левый блоки укладывают прокладки и провертывают коленчатый вал так, чтобы верхние головки 1-го и 6-го главных шатунов были вверху. Комплект поршней с установленными на них кольцами, комплект пальцев и заглушек раскладывают на рабочем столе по порядку номеров и проверяют по клеймам принадлежность поршней и пальцев к данному двигателю. На поршнях и поршневых пальцах должны быть клейма: номер двигателя, порядковый номер (от 1 до 6) и буква «П» или «Л» (правый или левый блоки). Заглушки поршневых пальцев клейм не имеют. Поршни с установленными на них кольцами должны отвечать требованиям, изложенным в разделе «Сборка поршневой группы».

Для соединения с шатунами поршни нагревают в электрошкафу до 100— 120° С. Втулки верхних головок главных шатунов смазывают маслом с помощью замшевой кисти. Нагретый поршень 1-го цилиндра надевают на головку шатуна так, чтобы бобышка с клеймом номера двигателя располагалась в сторону передачи.

Смазанный маслом палец вставляют в бобышки поршня, продев его сквозь втулку верхней головки. С двух сторон пальца ставят заглушки и устанавливают палец так, чтобы заглушки не выступали за образующую поршня. Категорически запрещается ударять по заглушкам.

Провертывают коленчатый вал, поддерживая шатуны, пока верхние головки 1-го и 6-го прицепных шатунов займут верхнее положение, и монтируют поршни второго ряда в указанной выше последовательности. Поле остывания поршней приступают к установке блоков.

Установка блоков на картер. На картер двигателя всегда устанавливают блок сначала на ту сторону, где расположены главные шатуны, а затем на сторону, где расположены прицепные шатуны. Коленчатый вал перед установкой

каждого блока следует повернуть в такое положение, чтобы поршни 1-го и 6-го цилиндров оказались приблизительно в в. м. т., тогда поршни 2,3, 4 и 5-го цилиндров будут расположены на одном уровне.

Поршневые кольца на всех поршнях располагают так, чтобы замки соседних колец находились в диаметрально противоположных точках и в плоскости движения шатунов. Замки 1, 3 и 5-го колец, считая от днища поршня, располагают в сторону развала, а замки 2-го и 4-го колец — в противоположную сторону. Поршни в местах расположения колец смазывают замшевым помазком маслом МК или МС и чтобы сжать кольца, надевают на них хомуты (рис. 149). Картер повертывают так, чтобы опорная поверхность под блок была расположена горизонтально,
а блок ставят на стол стороной впуска кверху.

Убедившись в наличии на верхнем стакане наклонной передачи гайки и резинового кольца, проверяют чистоту гильз и протирают зеркало гильз замшей, а затем обильно смазывают замшевым помазком. Поднимают блок и подводят к картеру. Установив блок над силовыми шпильками картера так, чтобы шпильки оказались против отверстий в рубашке блока, медленно опускают блок, направляя его по шпилькам и слегка покачивая во избежание заклинивания на шпильках из-за перекоса. Опуская блок, сначала направляют по гильзам 1-й и 6-й поршни и надевают на них блок, а затем, медленно поворачивая коленчатый вал, опускают блок на картер. При опускании блока хомуты снимают с поршней, следя за тем, чтобы прокладка между картером и блоком была зажата правильно.

Валик наклонной передачи своим нижним концом, выступающим из стакана, должен легко войти по шлицам в хвостовик нижней шестерни, установленной в картере. Для этого надо прокручивать коленчатый вал на небольшой угол. При направлении валика по шлицам шестерни блок нужно опускать особенно медленно и легко, так как при неточном направлении валика и резком опускании блока можно валиком ударить в торец шестерни, вследствие чего втулка верхнего стакана наклонной передачи в верхней части стакана может сдвинуться с места. Установив блок, снимают с него подъемное приспособление, на силовые шпильки надевают последовательно нижние и верхние шайбы, а затем, смазав резьбу шпилек касторовым маслом, навертывают на них гайки в соответствии с клеймами и затягивают.



Затяжка гаек силовых шпилек моноблока. Гайки должны быть подобраны по резьбе шпилек так, чтобы можно было наворачивать от руки с небольшим усилием. Подобранные гайки, а также шпильки клеймят порядковыми номерами от 1 до 28, как указано на рис. 150, в, причем допускается клеймение только крайних силовых шпилек, отмеченных на схеме цифрами 1, 7, 8, 14, 15, 21, 22, 28. Подобранные и заклейменные гайки менять местами не допускается. Навертывают гайки на шпильки и устанавливают их до упора с помощью ключа (с плечом 150 мм) небольшим усилием руки или пневматическим ключом. Затем устанавливают все гайки до упора, принимая за упор резкое возрастание усилия на ключе с плечом 150 мм в последовательности, показанной на рис. 150, а.


После этого затягивают гайки силовых шпилек на 4,5 грани (270° для крайних четырех шпилек) и на 5 граней (300° для остальных шпилек). Гайки затягивают в пять приемов, по одной грани за прием, для четырех крайних гаек за последний прием 0,5 грани (30°), ключом с плечом 1 000 мм одновременно двое рабочих, каждый из которых затягивает парную противоположную гайку.

Для снятия напряжений скручивания в силовых шпильках после затяжки гаек на последнюю грань необходимо легким толчком руки до резкого возрастания усилия на ключе повернуть все гайки вместе со шпильками в обратную сторону, при этом гайки не должны повертываться относительно шпилек. Для

контроля до выполнения этой операции рекомендуется нанести карандашом на шпильке и гайке совпадающие метки, как указано на рис. 150, б.

После затяжки гаек силовых шпилек резиновое кольцо на верхнем стакане наклонной передачи опускают вниз, заправляют в выточку среднего стакана, закрепленного на картере, и зажимают гайкой.



Установка нижнего картера. Верхний картер с установленными блоками повертывают на монтажной тележке на 90° (подвесками в сторону), тщательно осматривают плоскость разъема верхнего картера, маслопровод. Гайки крепления подвесок должны быть правильно зашплинтованы, а внутренняя полость верхнего картера — чистой. Проверяют клейма соответствия нижнего картера верхнему, протирают плоскости разъема картеров нитрорастворителем № 647 или авиационным бензином, потом насухо чистой салфеткой и наносят ровный слой лака герметика, следя, чтобы не оставались волоски от кисти. Дают лаку просохнуть 10—15 мин, после чего нижний картер надевают на штифты верхнего картера.

При установке нижнего картера следят за тем, чтобы зубья шестерни привода маслооткачивающего насоса вошли во впадины центральной шестерни, установленной на коленчатом валу. Нижний картер плотно, но без зависания надевается на установочные штифты, а торцовые плоскости картеров должны точно совпадать.

На болты надевают шайбы и ввертывают в два крайних отверстия со стороны передачи. В два крайних отверстия со стороны носка отбора мощности ввертывают болты с пружинными и стопорными шайбами, а затем остальные болты, не затягивая их окончательно. Затяжку всех болтов должен выполнять один рабочий равномерными усилиями, начиная со стороны передачи поочередно с обеих сторон и заканчивая на стороне отбора мощности. Болты контрят проволокой диаметром 1 мм.

Установка выпускных коллекторов. Коллектор дизеля М756, состоящий из двух частей, предварительно собранных вместе, монтируют на моноблок

на шпильки фланца со стороны выпуска. Между коллектором и блоком ставят железно-асбестовые прокладки, патрубки перепуска воды, на которые надевают дюритовые шланги. Установив колена, соединяющие выпускной коллектор с турбиной, ставят прокладки и водяные патрубки.

Монтируя коллектор дизеля М753, ставят на шпильки моноблока прокладки, а на фланцы обоих коллекторов—объединенный коллектор, проложив между фланцами прокладки. Горловину выпуска после сборки закрывают крышкой (чтобы не попали посторонние предметы).

 


Установка нагнетателя. Сняв фанерные планки с фланцев крепления и с промежуточной стенки, выбивают деревянную пробку из нижнего отверстия промежуточной стенки нагнетателя. Отверстие горловины и нагнетателя должно быть закрыто до постановки переходника. Осматривают крепление гаек, проверяют наличие замкового кольца во втулке большой шестерни нагнетателя и в поводке коленчатого вала. Проворачивая втулку большой шестерни, проверяют плавность вращения шестерен нагнетателя. На шпильки крепления нагнетателя к верхнему картеру надевают текстолитовую прокладку так, чтобы прокладка не перекрыла отверстие в верхнем картере, через которое масло поступает в промежуточную стенку нагнетателя и отводится от нее. Проверяют легкость перемещения рессоры по шлицам поводка коленчатого вала и по шлицам втулки большой шестерни нагнетателя, смазывают шлицы рессоры и вставляют ее во втулку большой шестерни нагнетателя.

Устанавливают нагнетатель на картер, следя за тем, чтобы не сдвинулась прокладка, а нагнетатель без перекоса и только от усилия рук сел бы на шпильки и контрольный штифт до упора промежуточной стенки в прокладку и картер двигателя. На шпильки крепления нагнетателя надевают шайбы и гайки. Надев шайбы, а затем, пропустив болты через отверстия во фланцах корпуса и промежуточной стенки, ввертывают болты нагнетателя в нижний картер. Запрещается затягивать гайки и болты, прежде чем нагнетатель полностью не сядет на место. Входник нагнетателя закрывают колпаком.

 

 

 

Установка всасывающего трубопровода и автомата предельных оборотов дизеля М753

 

 Посторонних предметов во всасывающих патрубках головок быть не должно. Промытые всасывающие коллекторы и переходник продувают сжатым воздухом. На шпильки крепления всасывающих коллекторов на головках блоков надевают паронитовые прокладки и монтируют коллекторы на шпильки головки правого и левого блоков. Надев на всасывающие коллекторы дизеля М753 дюритовые шланги, устанавливают на корпус нагнетателя автомат предельных оборотов так, чтобы горловины его вошли в дюритовые шланги, а центрирующий бурт — в корпус нагнетателя. В месте соединения автомата с корпусом нагнетателя ставят уплотнительное медно-асбестовое разрезное кольцо и стягивают его хомутом. Укрепляют автомат на корпусе нагнетателя тремя стяжными болтами, дюритовые шланги, соединяющие автомат со всасывающими коллекторами, крепят хомутами. Стяжные болты хомутов контрят и крепят шланг, соединяющий задние концы коллекторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78