Регулировка фаз газораспределения дизелей М753 и М756

  Главная      Учебники - Двигатели     Тепловозные дизели М753 и М756. Разборка, ремонт, сборка (Бабич Г.С.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78 

 

 

Сборка дизелей М753 и М756

 

 

Регулировка фаз газораспределения дизелей М753 и М756

 

 Эта операция делается для того, чтобы обеспечить закрытие клапанов впуска и выпуска каждого цилиндра в моменты, соответствующие диаграмме фаз газораспределения, и в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров двигателя: 1л—6пр— 5л—2пр—Зл—4пр—6л— 1 пр—2л—бпр —4л—Зпр.

Начало и конец фаз в каждом цилиндре: начало впуска 50° до в. м. т.: начало выпуска 56°до н. м. т.; конец впуска 56° после н. м.т.; конец выпуска 50° после в. м. т.

Допустимое отклонение для начала и конца фазы по углу поворота коленчатого вала ±3°. Неодновременность открытия и закрытия двух клапанов впуска или двух клапанов выпуска каждого цилиндра допускается не более 2° по углу поворота коленчатого вала. Регулировку делают сначала на левом блоке, а затем на правом.

В процессе регулировки фаз газораспределения проверяют момент начала открытия и конца закрытия клапанов впуска и выпуска сначала 1-го, а затем 6-го цилиндров. При сверхдопустимых отклонениях подсчитывают величину отклонений и поворота распределительных валиков относительно промежуточного валика распределения на необходимый угол. После этого регулируют фазы газораспределения остальных цилиндров.

При регулировке начала и конца впуска нужно повернуть коленчатый вал по ходу и остановиться при такте выпуска в 1-м левом цилиндре, не доводя нулевого деления с меткой в. м. т. на градуированном диске на 60—70° до стрелки. В этом положении выпускные клапаны 1-го левого цилиндра открыты, впускные закрыты, кулачки впуска распределительного валика при-ближаются к моменту начала открытия клапанов. Продолжая вращение коленчатого вала, подводят кулачки впуска 1-го левого цилиндра к тарелкам клапанов, пока кулачки не начнут нажимать на тарелки, что соответствует моменту начала открытия клапанов впуска (начала впуска).

Чтобы определить начало открытия клапана, повертывают его рукой за замок тарелки. До начала открытия клапан плотно сидит на фаске седла и не проворачивается. В тот момент, когда кулачок начнет нажимать на тарелку, клапан отрывается от седла и его легко можно провернуть. Заметив по градуированному диску момент начала открытия клапана впуска в градусах до в. м. т., отмечают это карандашом на фланце головки против клапана (клапан должен начать открываться за 50° до в. м. т. такта впуска); затем подсчитывают, на сколько градусов раньше или позже открывается клапан впуска. Продолжают вращение коленчатого вала до тех пор, пока кулачки впуска не перестанут нажимать на тарелки клапанов впуска 1-го левого цилиндра, что соответствует моменту закрытия клапанов (конец впуска).

Для определения момента закрытия клапана повертывают клапан рукой за замок тарелки. До посадки клапана на седло он легко поворачивается, а в момент посадки это сделать нельзя. По градуированному диску фиксируют момент закрытия клапана впуска в градусах после н. м. т. и отмечают это карандашом на фланце головки против клапана. Клапан должен закрываться через 50° после н. м. т. такта впуска. Подсчитывают, на сколько градусов раньше или позже закрывается клапан впуска. При приближении к моменту начала открытия и к моменту закрытия клапанов коленчатый вал поворачивают медленно, легкими ударами руки по рычагу, чтобы точнее определить начало и конец фазы.

Повертывают коленчатый вал на 340—350° от положения, соответствующего началу открытия клапанов впуска 1-го левого цилиндра. В этот момент кулачки впуска 6-го левого цилиндра находятся в положении, приближающемся к моменту начала открытия клапанов впуска, а нулевое деление с меткой в. м. т. (1-го левого цилиндра) на градуированном диске не доходит на 60—70° до стрелки.

По порядку работы цилиндров такт впуска для 6-го левого цилиндра начинается через 360° по углу поворота коленчатого вала после начала такта впуска в 1-м левом цилиндре.

Для 6-го левого цилиндра определяют моменты начала и конца впуска в градусах поворота коленчатого вала, как и для 1-го левого цилиндра. Необходимо иметь в виду, что в. м. т. и н. м. т. поршня 6-го левого цилиндра устанавливают при повороте коленчатого вала на 360° соответственно от в. м. т. и н. м. т. 1-го левого цилиндра.

Подсчитывают, на сколько градусов раньше или позже в среднем открываются и закрываются клапаны впуска 1-го и 6-го цилиндров; если отклонение начала и конца фазы больше ±3°, фазу необходимо отрегулировать. Для этого подсчитанные средние отклонения начала открытия и конца закрытия клапанов впуска 1-го и 6-го цилиндров суммируют и делят на два. Этим будет найдено среднее отклонение от фазы, так как при изменении начала открытия на такую же величину изменяется и конец закрытия клапанов. По этой средней величине отклонения от фазы, пользуясь табл. 23, делают соответствующую перестановку шестерни распределительного валика относительно промежуточного валика, а затем повертывают распределительный валик относительно его шестерни до ближайшего совпадения шлицев шестерни и хвостовика распределительного валика.

Сдвигают шестерню со шлицев хвостовика распределительного валика, слегка ударяя молотком по алюминиевой или латунной выколотке. Так как поворот валика после снятия шестерни без приспособления выполнить невозможно, то аналогичного результата можно добиться поворотом промежуточного валика, вращая коленчатый вал. Например, если необходимо повернуть распределительный валик по направлению вращения, то такого же результата можно добиться, повернув коленчатый вал против хода, и наоборот.

 

 

При регулировке один сборщик сдвигает шестерню со шлицев хвостовика распределительного валика, переставляет шестерню относительно промежуточного валика в нужном направлении на необходимое число зубьев и, не расцепляя зубьев, держит наготове шестерню для посадки ее на шлицы. В это время второй сборщик несильными ударами руки по рычагу повертывает коленчатый вал в нужном направлении до совпадения шлицев и насаживает шестерню на шлицы хвостовика распределительного валика.

При регулировке начала и конца выпуска, повернув коленчатый вал по ходу, останавливают его на такте расширения (рабочий ход) в 1-м левом цилиндре, не доводя деления 180° с меткой н. м. т. на градуировочном диске на 65—75° до стрелки. В этом положении все клапаны 1-го левого цилиндра закрыты, а кулачки выпуска распределительного валика приближаются к моменту начала открытия клапанов выпуска.

Н. м. т. поршня 1-го левого цилиндра на такте выпуска можно установить, совместив деление 180° (с меткой н. м. т.) на градуировочном диске со стрелкой при повороте коленчатого вала на 540° от в. м. т. такта впуска или при повороте на 360° от н. м. т. такта впуска.

Продолжая вращение коленчатого вала, подводят кулачки выпуска 1-го левого цилиндра к тарелкам клапанов, пока кулачки не начнут нажимать на тарелки, что соответствует моменту начала открытия клапанов выпуска (начало выпуска). Заметив на фланце головки момент начала открытия клапана выпуска в градусах поворота коленчатого вала (клапан должен начать открываться на 56° до н. м. т. такта выпуска), продолжают вращение коленчатого вала до тех пор, пока кулачки выпуска не перестанут нажимать на тарелки клапанов, что соответствует моменту закрытия клапанов выпуска (конец выпуска).

Замечают на фланце головки момент закрытия клапана выпуска в градусах поворота коленчатого вала, клапан должен закрываться через 50° после в. м. т. такта выпуска.

В. м. т. поршня 1-го левого цилиндра на такте выпуска можно установить, совместив нулевое деление (с меткой в. м. т.) на градуировочном диске со стрелкой при повороте коленчатого вала на 720° от в. м. т. такта впуска. Практически в. м. т. тактов впуска и выпуска совпадают.

Аналогичным образом определяют начало открытия и конец закрытия клапана выпуска 6-го левого цилиндра. Необходимо иметь в виду, что в. м. т. и н. м. т. поршня 6-го левого цилиндра устанавливают при повороте коленчатого вала по ходу на 360° соответственно от в. м. т. и н. м. т. 1-го левого цилиндра. Таким образом, начало открытия и конец закрытия клапанов выпуска 6-го левого цилиндра будут сдвинуты по углу поворота коленчатого вала на 360° от соответствующих моментов 1-го левого цилиндра.

 

 

 

Подсчитывают величину раннего или позднего открытия и закрытия клапана выпуска 1-го и 6-го левых цилиндров, а также среднюю величину раннего или позднего открытия и закрытия клапанов выпуска 1-го и 6-го цилиндров. Если отклонение начала и конца фазы больше ±3°, фазу необходимо отрегулировать. Подсчеты, перестановку шестерни и поворот распределительного валика делают так же, как и при регулировке фазы впуска.

После окончания регулировки фаз газораспределения 1-го и 6-го цилиндров левого блока проверяют фазы по остальным цилиндрам левого блока. Отклонение начала и конца фаз от заданных величин можно устранить повертыванием тарелок клапанов.

Необходимо также в каждом цилиндре проверить и обеспечить одновременность открытия и закрытия обоих клапанов впуска, а также обоих клапанов выпуска. Неодновременность открытия и закрытия клапанов допускается не более 2° по углу поворота коленчатого вала.

При повертывании тарелок для изменения начала или конца фаз необходимо помнить, что изменение начала открытия на такую же величину изменят конец закрытия и наоборот. Поэтому при изменении одной границы фазы необходимо проверить, не вышла ли другая граница фазы из допустимых пределов.

Таким образом, в каждом цилиндре начало впуска и конец выпуска устанавливают относительно в. м. т. такта впуска, а конец впуска относительно н. м. т. такта впуска (180° от в. м. т.). Начало выпуска устанавливается относительно н. м. т. такта выпуска (540° от в. м. т.). Так как по порядку работы цилиндров двигателя каждый очередной цилиндр начинает работу через 60° поворота коленчатого вала, то для всех цилиндров мертвые точки будут соответствовать различным делениям градуировочного диска. Для быстроты регулировки газораспределения мертвые точки, приведенные в табл. 24, полезно запомнить.

При регулировке фаз газораспределения цилиндров правого блока ход операций такой же, как и при регулировке фаз газораспределения цилиндров левого блока. Регулировка производится также сначала для впуска, а затем для выпуска. По порядку работы цилиндров регулировку делают сначала по 6-му цилиндру, а затем по 1-му. Закончив регулировку фаз газораспределения по всем цилиндрам, шплинтуют все корончатые гайки крепления подшипников распределительных валиков.

Угол опережения подачи топлива устанавливают на двигателе по 1-му левому цилиндру. В этот цилиндр топливо подается от 2-го плунжера топливного насоса. Угол опережения подачи топлива для двигателя М753 равен 27 —29° (по углу поворота коленчатого вала), для двигателя М756 26—28° до в. м. т. Из фланца впуска топливного насоса вывертывают болт бокового ниппеля, вставляют болт в ниппель воронки, предназначенной для заливки насоса топливом, а затем ввертывают болт обратно во фланец впуска. Между торцами фланца впуска, головкой болта и ниппелем воронки подклады-вают медные прокладки, рессору выводят из зацепления со шлицами конической шестерни. Отвернув глухие гайки со штуцеров замера Давления и отвода отсечного топлива для сообщения внутренней полости насоса с атмосферой, снимают глухую гайку со штуцера 2-го плунжера и на место гайки ставят приспособление — мениск.

Ручкой аварийного пуска перемещают рейку насоса на полную подачу топлива, воронку накрывают шелковым полотном и заливают в насос дизельное топливо. Во время заливки проворачивают вал насоса при помощи рессоры до заполнения топливом стеклянной трубки мениска, что укажет и на заполнение топливом насоса. После этого глухими гайками закрывают штуцера замера давления и отвода отсечного топлива. Затем проворачивают кулачковый вал насоса против часовой стрелки (если смотреть на насос со стороны привода) до момента начала «страгивания» уровня топлива в стеклянной трубке мениска. Начало подъема уровня топлива в трубке соответствует моменту начала подачи топлива 2-м плунжером насоса.

 

 

При помощи регляжа устанавливают поршень 1-го цилиндра левого блока вв. м. т. по такту сжатия, все клапаны 1-го цилиндра при этом будут закрыты.

Провертывают коленчатый вал двигателя против хода на 50—60° от в. м. т. поршня 1-го цилиндра, а затем, медленно проворачивая по ходу, останавливают вал, не доходя 28° (для двигателей М756) и 29° (для двигателей М753) до в. м. т. Вводят шлицы рессоры привода насоса в сопряжение со шлицами конической шестерни и проверяют установленный угол опережения подачи топлива следующим образом. Провертывают коленчатый вал двигателя против хода на 50—60° от в. м. т. 1-го цилиндра, после чего, медленно проворачивая вал по ходу, отмечают на градуированной шкале по визиру угол, соответствующий моменту начала «страгивания» уровня топлива в мениске. Этот момент соответствует моменту начала подачи топлива 2-м плунжером топливного насоса, а полученный угол -— углу опережения подачи топлива.

Угол опережения подачи топлива проверяют не менее трех раз, и только при совпадении во всех случаях показаний можно считать установку угла опережения подачи топлива законченной. При несовпадении момента начала подачи топлива с требуемым необходимо произвести регулировку следующим образом: рессору привода топливного насоса выводят из шлицевых соединений с муфтой насоса и с конической шестерней. Переставляют рессору по шлицам муфты топливного насоса. Число шлицев, на которое нужно переставить рессору, можно определить по табл. 25, пользуясь делениями на торце коничес-кой шестерни привода насоса и рисками на рессоре. Число делений на торце конической шестерни соответствует числу шлицев в муфте топливного насоса.

Для увеличения угла опережения подачи топлива рессору переставляют по шлицам муфты насоса, поворачивая ее против часовой стрелки, а для уменьшения угла опережения, наоборот, переставляя рессору по шлицам муфты насоса, поворачивая по часовой стрелке. При необходимости изменить угол на величину, не указанную в табл. 25, берут ближайшую меньшую или большую табличную величину. Например, чтобы изменить угол на 5° поворота коленчатого вала, ближайшая табличная величина будет 4,8°; при 4,5° — 4,8°; при 3,5°—3,2° и т.д. Перестановка рессоры на один шлиц влечет изменение угла опережения начала подачи топлива на 0,8° (по коленчатому валу).

Вводят шлицы рессоры в сопряжение со шлицами муфты. Так как шлицы противоположного конца рессоры могут не совпасть при этом со шлицами конической шестерни привода, нужно провернуть рессору, а следовательно, и кулачковый вал топливного насоса в направлении перестановки до ближайшего совпадения шлицев, а затем ввести в сопряжение шлицы рессоры и конической шестерни. Вновь не менее трех раз проверить угол опережения начала подачи топлива.

После установки угла опережения подачи топлива в кольцевую выточку в шлицы конической шестерни вставляют замковое кольцо и проверяют возможность долевого перемещения рессоры. Проверив наличие прокладки на шпильках крепления задней крышки на корпусе привода топливного насоса, ставят крышку, надевают на шпильки шайбы, гайки. Равномерно затянув гайки, контрят их проволокой диаметром 1 мм и ставят пломбу. С болта бокового ниппеля снимают воронку, надевают вместо нее защитную втулку и ввертывают болт во фланец впуска топливного насоса.

Со штуцера 2-го плунжера снимают мениск, а штуцер закрывают глухой гайкой. С головки снимают регляж и устанавливают форсунку 1-го цилиндра, прокладку берут новую.

 

Таблица 25

Данные регулировки угла опережения подачи топлива 

Поправка угла опере­жения в градусах пово­рота коленчатого вала

Число шлицев, за кото­рые необходимо пере­ставить рессору по шлицам муфты насоса

Поправка угла опере­жения в градусах пово­рота коленчатого вала

Число шлицев, на кото­рое необходимо пере­ставить рессору по шлицам муфты насоса

0,8

1

4,8

6

1,6

2

5,6

7

2,4

3

6,4

8

3,2

4

7,2

9

4,0

5

8,0

10

Примечание. Переставляют рессору по шлицам муфты насоса путем вращения ее* против часовой стрелки для увеличения угла опережения, по часовой стрелке для уменьшения угла опережения.

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78