Разборка маслонагнетающего насоса с центрифугой дизелей М753 и М756

  Главная      Учебники - Двигатели     Тепловозные дизели М753 и М756. Разборка, ремонт, сборка (Бабич Г.С.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

Разборка маслонагнетающего насоса с центрифугой дизелей М753 и М756

 

 

 С колпака центрифуги 4 снимают крышку 15 с кольцом И, а затем отворачивают гайки крепления колпака к корпусу 2. Ключом (рис. 136) отворачивают гайку 12 (см. рис. 134) и выпрессовывают вал 41 из подшипника, снимая колпак 4 в сборе с обоймой 10, подшипником 9 и ротором в сборе.

Вынув замковое кольцо 21 из канавки в валике насоса и отвернув гайки крепления крышки 1 к корпусу 2, снимают с корпуса крышку в сборе с валиками 41 и 25, осью 39 и шестернями 24 и 38, а затем с оси 39 снимают ведомую шестерню 38. С валика спрессовывают ведущую шестерню 24 и вынимают шпонку, а валики и ось шестерни 39 вынимают из крышки.

Со штуцера редукционного клапана отворачивают защитный колпачок 32 и, освободив штуцер от стопорного болта с помощью ключа (рис. 137), вывертывают редукционный клапан из корпуса.

Разборку (а также и сборку) ротора центрифуги удобнее всего выполнять на специальном приспособлении (рис. 138). Вынув из венца 8 (см. рис. 134)

фрикционные диски 16, опорную шайбу 17 и закрепив ротор в приспособлении, отворачивают болты крепления конуса 19 к наружному барабану 6. Ключом (рис. 139) вывертывают конус 19 (см. рис. 134) из барабана 6.



Проверив наличие клейм спаренности на конусе и внутреннем барабане 5, снимают барабан с конуса, а из конуса вынимают втулку 18. Редукционный клапан разбирают и собирают на приспособлении (рис. 140). Установив клапан в приспособление и сжав пружину, снимают с регулировочного винта замковое кольцо, а затем клапан 36 (см. рис. 134), пружину и тарелку 30. Регулировочный винт 34 вывертывают из корпуса 31.

Сжимать в тисках пружину клапана для снятия или постановки замкового кольца нельзя — можно повредить рабочую поверхность клапана и изогнуть пружину.

Следует тщательно промывать все детали, очищая их от приставших к стенкам и затвердевших отложений в конусе и барабане центрифуги.


Дефектация маслонагнетающего насоса с центрифугой дизелей М753 и М756

 Литые алюминиевые детали (корпус, крышка, колпак) тщательно осматривают. Не допускаются трещины, отколы, раковины, ослабление посадки и срыв резьбы у шпилек, ослабление посадки втулок, прижоги, износ втулок и отверстий до размеров, не обеспечивающих требуемых зазоров в соединении. Детали с трещинами и отколами не ремонтируют, за исключением внутреннего барабана центрифуги, в котором трещины в сварочных швах на лопатках заваривают с последующей зачисткой наплывов, а трещины в местах пайки зачищают и паяют медью. Бронзовые втулки, если нет трещин, прижогов, ослабления посадки, не заменяют.

При осмотре валика центрифуги 41, валика насоса 25 и шестерен обращают особое внимание на целость цементированного слоя. Сильный надир, облом зубьев являются браковочным признаком. На шестернях насосов 24 и 38 допускается местное выкрашивание цементированного слоя. Износ зубьев по толщине должен быть не более 0,1 мм.

Износ фрикционных дисков 16 и шайб 17 и 18 по толщине более чем на 0,1 мм не допускается. Не допускается также коробление Дисков более 0,1 мм и разномерность их по толщине более 0,05 мм. Толщина эвольвентных шлицев рессор 28 и валиков 25 и 41 должна быть не менее 1,4 мм, а шлицев поводка 8 и латунных дисков — не менее 2,9 мм. В табл. 20 указаны основные допуски в сопряжениях узлов насоса.

 

 

Ремонт маслонагнетающего насоса с центрифугой дизелей М753 и М756

 

 При ослаблении резьбы в гнезде следует подобрать или изготовить специальную шпильку с более полной резьбой. Допускается нарезка ближайшего большего (по отношению к чертежному) диаметра и постановка ступенчатой шпильки. Большая ступень шпильки должна утопать в тело на 0,5—1,5 мм. Возможны также нарезка в корпусе резьбы и постановка ввертыша из латуни, дюралюминия или бронзы.

При необходимости втулки выпрессовывают, отверстие под втулку развертывают, наружный диаметр ремонтной втулки обрабатывают до размера, обеспечивающего требуемый натяг. При запрессовке втулки внутренний диаметр ее развертывают, обеспечивая требуемую соосность и зазоры в соединении. Натяг ремонтной втулки должен быть в пределах 0,038—0,085 мм. Перед запрессовкой втулок алюминиевые детали нагревают до температуры 80° С. Незначительные кольцевые риски, надиры, местные прижоги на поверхности втулок зачищают.

При увеличении зазора между осью 39 и отверстием в крышке 1 свыше 0,07 мм изношенное отверстие обрабатывают до диаметра 32А, ставят бронзовую переходную втулку диаметром 32 мм и обрабатывают ее внутренний диаметр до номинального размера.

Если невозможно выдержать допустимые зазоры валиков во втулках путем замены деталей, разрешается шлифовка валиков с последующим хромированием и шлифовкой до номинального размера.

 

Таблица 20

Основные допуски в сопряжениях деталей маслонагнетающего насоса с центрифугой

(см. рис. 134)

Допуски, мм

Характеристика и место расположения допуска

по чертежу

при ремонте

0,050—0,112

0,14

Зазор между валиком центрифуги 41 и втулками 40

0,040—0,077

0,10

Зазор между ведущим валиком 25 и втулками 26

0,15-0,87

1.0

Торцовый зазор между ведущим валиком 25 и

 

 

втулками 26

0,12—0,24

0,3

Торцовый зазор нагнетающих шестерен 24 и 38 в

 

 

корпусе 2

0,030—0,105

0,2

Радиальный зазор нагнетающих шестерен 24 и 38 в

 

 

корпусе 2

0,015—0,077

0,10

Зазор между наружным барабаном центрифуги 6 и

 

 

втулкой 3

0,040—0,093

0,14

Зазор между валиком центрифуги 41 и втулкой 18

0,15—0,25

0,25

Осевой ход валика центрифуги 41

Натяг 0,010;

0,014

Посадка шарикоподшипника 9 на валик центрифу­

зазор 0,014

 

ги 41

0,00—0,05

0,36

Зазор между обоймой 10 и колпаком центрифуги 4

0,040—0,077

0,10

Зазор между ведомой шестерней 38 и осью 39

0,000—0,037

0,07

Зазор между осью 39 и отверстием в крышке 1 и

 

 

корпусе 2

0,00—0,12

0,16

Зазор между внутренним 5 и наружным 6 бараба­

 

 

нами центрифуги



Для устранения недопустимого коробления фрикционные диски рихтуют и притирают по плите. При износе торцовой поверхности под шестерни

в крышке 1 и корпусе 2 крышки притирают по плите и производят под-торцовку в корпусе 2, обеспечивая торцовый зазор. Глубина камеры под шестерни не должна быть больше 51,4 мм. Риски, задиры на поверхностях камеры и в корпусе зачищают шабером.

 

 

 

Сборка маслонагнетающего насоса с центрифугой дизелей М753 и М756

 

 Все детали и узлы маслонагнетающего насоса с центрифугой перед сборкой тщательно промывают в бензине и обдувают сжатым воздухом.

Редукционный клапан притирают по плите и промывают в бензине. Проверяют перемещение клапана по винту 34; клапан должен перемещаться под действием собственного веса. Навертывают на винт гайку 33, корпус 31, надевают тарелку 30, пружину 35 и клапан 36, установив винт в приспособление, сжимают пружину и в выточку винта 34 вводят замковое кольцо.

Собирая ротор центрифуги, надевают на конус 19 барабан 5, совместив клейма спаренности. На приспособление (см. рис. 138) ставят барабан 6, ввертывают в него конус с барабаном и затягивают до отказа ключом (см. рис. 139). Болты крепления конуса контрят проволокой.

Начиная общую сборку, подбирают и проверяют долевой зазор ротора на

валу центрифуги и балансировку ротора. Повернув ротор в приспособлении на 90° по стрелке (см. рис. 138), заводят в ротор валик 41 (см. рис. 134) с шайбой 7 до упора во втулку 18. Затем вставляют втулку 17, пакет фрикционных дисков (поочередно три стальных и три латунных), опорную 14 и сферическую 13 шайбы. Латунные диски следует ставить таким образом, чтобы направление маслоотгонных канавок в них совпало с направлением канавок во втулке 17.

Толщину пакета дисков выдерживают равной 11+0-35 мм (для старой конструкции центрифуги) или 14+0>35 мм (для новой конструкции), подбирая диски по толщине. Установив в тисках с алюминиевыми губками вал центрифуги с надетым на него ротором и смазав маслом внутреннюю обойму шарикоподшипника, с помощью наставки напрессовывают шарикоподшипник на вал центрифуги до упора в шайбу 13 и крепят его гайкой 12. С помощью индикатора проверяют осевой зазор ротора центрифуги на валу. Требуемый зазор в пределах 0,15 мм подбирают за счет толщины шайбы 7.

 

 

Статическую балансировку ротора центрифуги выполняют на валике (рис. 141). Допускаемая точность балансировки — 3 г на радиусе 75 мм. Для отбалансировки снимают металл с поверхности К (см. рис. 135), следя за тем, чтобы толщина стенки барабана была не менее 2 мм.

Если добиться балансировки ротора в допустимых пределах таким способом невозмржно, сверлят отверстия диаметром 3—6 мм во фланцах конуса 19 (см. рис. 134) и барабана 6 на глубину до 8 мм, расположив эти отверстия по диаметру 119 мм посередине между двумя болтами.

Тэрцовые зазоры между торцами шестерен и плоскостью разъема в корпусе проверяют с помощью щупа и лекальной линейки, укладываемой на торец корпуса, в двух или нескольких взаимно перпендикулярных направлениях. Эти зазоры должны быть в пределах 0,12—0,25 мм с учетом толщины прокладки, устанавливаемой между корпусом и крышкой насоса. Торцовый зазор подбирают за счет высоты шестерен и толщины прокладки.

Разномерность торцовых зазоров допускается в пределах допуска на зазор. Зазоры между зубьями шестерен должны быть в пределах 0,10—0,30-лш, разномерность зазоров для одной пары шестерен — не более 0,10 мм. Радиальный зазор между шестернями и стенками камеры в корпусе 0,03 — 0,2 мм. Зазоры проверяют щупом, при этом шестерни сдвигают к стенкам камеры и проворачивают. Для получения зазора допускается шабровка стенки камеры.

После подбора зазоров притирают место посадки редукционного клапана в корпусе насоса (рис. 142). Затем промывают корпус в бензине, обдувают сжатым воздухом и приступают к окончательной сборке.

В крышку вставляют ось 39 (см. рис. 134) таким образом, чтобы отверстия под винт крепления в оси и крышке были совмещены, а затем в крышку ввертывают винт 42 и контрят его. В валик 25 ставят замковое кольцо 23, а сам валик — в крышку; в паз на валике 25 вкладывают шпонку и насаживают ведущую шестерню 24\ на ось 34 надевают шестерню 38, валик 41 и также вставляют в крышку. На плоскость разъема корпуса с крышкой укладывают прокладку и стягивают корпус с крышкой. При соединении крышка должна устанавливаться на контрольные штифты без усилий, а

 

 

ось 39 — легко входить в расточку на корпусе. На валик насоса надевают шайбу 22 и устанавливают замковое кольцо 21. Ввертывают собранный редукционный клапан в корпус насоса до совпадения паза в штуцере с отверстием в корпусе насоса и контрят редукционный клапан болтом.

На штуцер 31 монтируют уплотняющее кольцо и колпачок 32, в плоскости разъема корпуса 2 с колпаком 4 укладывается прокладка. Подобранную ранее шайбу 7, а затем ротор с уложенными в него фрикционными дисками, опорной и сферической шайбами надевают на валик 41.

Колпак 4 со вставленной обоймой осторожно (чтобы не повредить прокладку) укрепляют на корпусе 2; на валик 41 напрессовывают и подшипник 9 закрепляют его гайкой 12.

Зазоры в зацеплении зубьев валиков 25 и 41 должны лежать в пределах 0,10—0,35 мм; равномерность зазора для разных пар зубьев не более 0,15 мм.

С помощью рессоры проверяют легкость вращения шестерен собранного насоса (оно должно быть плавным, без заеданий и заклинивания). На шпильки колпака центрифуги надевают крышку 15 с резиновым кольцом 11 и закрепляют ее. В центрифугу старой конструкции под крышку кладут прокладку.

Насос испытывают на специальном стенде в течение 40 — 60 мин. В процессе испытания проверяется герметичность при давлении 13 кГ/см2 и производительность насоса при З тыс. об/мин, полностью заглушенном редукционном клапане, давлении на выходе р — 8 кГ/см2 и температуре масла t = 70 ---- 80° С. Производительность должна быть не менее 120 л/мин. При отсутствии стенда насос проходит испытание совместно с дизелем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..