Трещины на корпусе компрессора, впускном и
выпускном патрубках в количестве не более трех и длиной не более 40 мм
заваривают, тщательно зачищают, особенно внутренние поверхности.
Герметичность сварочных швов проверяют, наливая керосин. Течи и
отпотевание не допускаются. Трещины на корпусе турбины и корпусе
подшипников варить не разрешается.
Для устранения течи воды через свищи в наружных доступных местах корпуса
подшипников допускается установка гужонов. В месте свища (толщина стенки
должна быть до 4 мм) высверливают отверстие, нарезают резьбу (не более 8
мм) и ставят резьбовую заглушку из алюминиевого сплава, которая
зачищается заподлицо со стенкой и аккуратно расчеканивается. После
постановки гужона корпус подшипников опрессовывают водой при температуре
70—80° С и давлении 4 кГ/см2 в течение 5 мин. Течи и отпотевание не
допускаются. Заварка свищей на корпусе подшипников не разрешается.
Плавающие втулки в корпусе подшипников заменяют:
при наличии трещин, задиров, прижогов, а также износа выше допустимых
(см. табл. 19 и рис. 127). Дефектные втулки заменяют на ремонтный
комплект, прилагаемый к каждому турбокомпрессору, или изготовив новый
комплект, который должен удовлетворять следующим техническим требованиям
по зазорам: радиальный зазор по внутреннему диаметру втулки 0,09—0,114
мм, радиальный зазор по наружному диаметру втулки 0,2—0,25 мм.
В корпус подшипников с ремонтными втулками устанавливают ротор в сборе с
колесом компрессора и проверяют плавность его вращения во втулках, а
также прилегание по краске торцов ротора и уплотнительного кольца к
торцам плавающих втулок. Отпечаток по краске должен быть по всей
окружности торца втулки. При плохом прилегании необходимо подшабрить
торец втулки и после этого замерить осевой разбег ротора в корпусе
подшипников, который должен быть в пределах 0,25—0,35 мм.
Зазоры лабиринтных уплотнений колеса компрессора и турбины, а также
зазоры между лопатками колеса компрессора и турбины с корпусом
турбокомпрессора должны быть в пределах, указанных в табл. 19.
Обнаруженные на колесах компрессора или турбины риски, царапины, забоины
тщательно зачищают. Заварка или местная подварка отдельных дефектов
колеса компрессора или турбины не разрешается.
Динамическую балансировку ротора выполняют до небаланса 1 Гсм в три
этапа:
балансировка ротора без колеса компрессора;
балансировка колеса компрессора на оправке (допускается балансировка
колеса компрессора на валу ротора);
балансировка ротора в сборе.
Металл снимают с балансировочных поясков и лопаток колес турбины и
компрессора. После окончания балансировки ротора и проверки биения
элементов колес компрессора и турбины на торцах колеса компрессора и
вала ротора ставят клеймо спаренности. Метод нахождения небаланса
определяется типом применяемого балансировочного станка и излагается в
инструкции, прилагаемой к станку.
Динамическая балансировка ротора — наиболее ответственная операция в
ремонте турбокомпрессора, от качества выполнения которой зависит
долговечность его работы.
Сборка. У всех деталей и узлов турбокомпрессора, тщательно промытых в
бензине и обдутых сжатым воздухом, необходимо еще раз проверить наличие
меток взаимного расположения корпусов турбины, компрессора и
подшипников.
Вначале в корпус подшипников согласно меткам ставят бронзовые
(плавающие) втулки 21 (см. рис. 125), затем кольцо уплотнительное 14
турбины; затягивают и крепят винты крепления. Вставляют ротор в корпус
подшипников, а уплотнение компрессора — на вал ротора. На корпус
подшипников ставят уплотнительное кольцо 25 с бумажной прокладкой,
затягивают винты крепления и кернят.
Все винты ставят на герметике.
Надевают колесо компрессора 9 на шлицевую часть вала ротора, ставят
новую стопорную шайбу под гайку крепления колеса компрессора (применять
стопорные шайбы, бывшие в работе, не разрешается). Завернув гайку 6
крепления колеса компрессора до упора в шайбу, устанавливают сопловой
венец 13 в корпус турбины.
Проверяют осевой разбег ротора, зазоры в лабиринтных уплотнениях, зазоры
межу лопатками колеса компрессора и турбины с корпусом турбокомпрессора.
Корпус турбины 12 ставят на корпус подшипников 11, затягивают и контрят
все гайки крепления.
Установив кольцо диффузора с резиновой прокладкой, корпус компрессора 7
закрепляют на корпусе подшипников.
Затем на корпус компрессора ставят впускной
патрубок 3 (с прокладкой) в сборе, а на корпус турбины — выпускной
патрубок 15 (с прокладкой) и экран
17, плотно укрепив их гайками. На впускной патрубок монтируют систему
тяг, рычагов и заслонку.