Разборка водяного насоса дизелей М753 и М756

  Главная      Учебники - Двигатели     Тепловозные дизели М753 и М756. Разборка, ремонт, сборка (Бабич Г.С.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

Разборка водяного насоса дизелей М753 и М756

 

 С насоса вначале снимают крышку 1; отвернув ключом (рис. 132) гайку 32 (см. рис. 131) и крыльчатку 4, вынимают втулку 30, пружину 26, шайбу 25, кольцо 24 и манжету 23. Затем корпус 3 отсоединяют от кронштейна 6 и снимают с корпуса 3 втулку 22.
Отвернув последовательно гайки 16, 22 и 13, выпрессовывают валик 8 из шарикоподшипника 11. Одновременно выпрессовывают шарикоподшипник 7 из кронштейна 6 и с ним фланец 17 и детали уплотнения. Затем подшипник спрессовывается с валика 8.

Поскольку в эксплуатации находится много насосов старой конструкции (рис.
133), в разделе дефектации, ремонта, сборки и испытания рассматриваются оба насоса.

Дефектация водяного насоса дизелей М753 и М756

 

 Осматривают корпус и кронштейн, нет ли трещин, раковин, свищей и размытия, износа посадочных отверстий под шарикоподшипники и коробления плоскостей разъема. Коробление плоскостей разъема допускается не более 0,05 мм, глубина размытия металла корпуса-- не более 3 мм. Износ отверстий под шарикоподшипники в кронштейне насоса старой конструкции допускается до диаметра 47,04 мм.
На валике с крыльчаткой не должно быть: выкрашивания, смятия, скручивания и износа шлицев более 0,15 мм по толщине; износа в местах посадки вой-
лочного сальника свыше 0,5 мм; смятия и срыва более одной нитки резьбы под гайку крепления подшипника и ослабления крепления крыльчатки. На крыльчатке не допускаются трещины, изломы и сквозные кавитационные

размытия лопаток и диска. Длина пружины в свободном состоянии должна быть не менее 19 мм.

В насосе новой конструкции следует проверить, не ослабла ли посадка втулки 5 (см. рис. 131) в корпусе 3. Втулка запрессовывается в корпус с натягом 0,105—0,045 мм. Износ отверстия под шарикоподшипники 7 и 11 в кронштейне 6 допускается до диаметра 62,05 мм, при этом зазор между ними может доходить до 0,063 мм. Износ шлицев на валике до толщины менее чем 1,4 мм и посадочной поверхности под подшипник свыше 0,02 мм от номинального не допускается. При износе посадочной поверхности до 0,3 мм валик подлежит ремонту, а свыше — замене. Элементы уплотнений заменяют при наличии большого износа, раковин или рисок. Длина пружины в свободном состоянии должна быть не менее 28 мм.

 

 

Рис. 133 Водяной насос
1 — крышка, 2—прокладка, 3—корпус, 4— крыльчатка, 5 — заклепка; 6, 22—резиновые кольца; 7 — бронзовая втулка 5 — штифт, 9— сальник, 10— пружинная шайба, 11, 13 — подшипники 12—распорная втулка, 14 —фланец 15 —кронштейн 16 — гайка, 17 — валик насоса 18 — рессора, 19—кольцо разъемное, 20 — контрольное отверстие 21 — манжета, 23 — пружина, 24 — разгрузочное отверстие,
25 — латунное кольцо

 

 

 

Ремонт водяного насоса дизелей М753 и М756

 

 Трещины, раковины, свищи, расположенные в любой части детали и не выходящие на резьбовые отверстия, заваривают и зачищают. Крыльчатку заваривать не допускается. После заварки убеждаются в том, что нет коробления плоскостей разъема; при короблении, выходящем за пределы допустимого, плоскости разрешается притереть.

Если корпус в районе уплотнения размыт на глубину более 3 мм, следует расточить и запрессовать в корпус каленую втулку из стали 4X13 или 3X13. При износе посадочных мест под шарикоподшипник растачивают отверстие в кронштейне до диаметра 51 мм (в новом насосе до 66 мм) и запрессовывают дюралевую втулку с толщиной стенки 2,5—3 мм, выдерживяа натяг 0,038—0,085 мм. После запрессовки втулку растачивают до диаметра 47А+0,027 мм.

Ремонт валика и крыльчатки. Для замены крыльчатки необходимо выбить заклепки, совместно рассверлить и развернуть отверстия диаметром 5 мм и установить новые заклепки с натягом 0,002—0,027 мм. После замены крыльчатки или валика, а также после замены заклепок крыльчатку вновь обрабатывают по наружным контурам, а затем делают статическую балансировку. Точность балансировки не более 3 г на наружном диаметре крыльчатки. Металл при балансировке снимают с боков лопаток на расстоянии не более 8 мм от наружного диаметра крыльчатки и до толщины кромки лопатки не менее 0,8 мм.

Износ на валике посадочных поверхностей под шарикоподшипники до диаметра 19,6 мм (на новом насосе до 29,7 мм) и под войлочный сальник до диаметра 19,00 мм устраняют хромированием; после хромирования валик шлифуют.

Ремонт уплотнения. При ремонте втулку уплотнения заменяют втулкой из стали 4X13, а манжету — манжетой из материала ГС-ТАФ. Рабочую поверхность втулки притирают на плите пастой ГОИ, прилегание проверяют на сухой плите. На притертой поверхности не должно быть завала краев, рисок, забоин и самых незначительных раковин.

Рабочую поверхность манжеты притирают по сухой плите до появления пояска шириной 0,5 — 1 мм; на ней не должно быть рисок, забоин, отколов. При проверке на плите прилегание манжеты должно быть непрерывным по всей окружности. После притирки рабочие поверхности манжеты и втулки протирают ацетоном.

Если нет новых деталей, используют старые при условии, что втулка после притирки будет иметь высоту не менее 15 мм, а манжета — не менее 9 мм.
 

 

 

Сборка водяного насоса дизелей М753 и М756

 

 Все детали и узлы, подаваемые на сборку, должны быть тщательно промыты в чистом бензине и обдуты сжатым воздухом. Во втулку 7 вставляют сальник 9 (см. рис. 133), пропитанный парафино-графитовой смазкой, и обжимают его оправкой. Перед постановкой сальник следует очистить от излишков пасты. Втулку 7 с резиновым кольцом 6 ставят в корпус насоса. На валик с крыльчаткой надевают пружину 23, шайбу, резиновое кольцо 22 и манжету 21 и осторожно, чтобы не повредить сальник, вставляют валик в корпус насоса до упора манжеты во втулку сальника.

Во втулку 7 устанавливают пружинную шайбу 10. Обмазав подшипник

11 солидолом, с помощью наставки и ручного пресса запрессовывают его на валик до упора в торец втулки, а затем, надев втулку 12 и заведя в кольцевую проточку валика' разъемное кольцо 19, смазанное маслом, запрессовывают подшипник 13 до упора в это кольцо. Подшипники закрепляют гайкой 16; на шпильках корпуса закрепляют кронштейн 15.

Проверяют затяжку гаек крепления фланца 14 и вращение крыльчатки, вращение должно быть тугое, но без прихватов и заеданий. На плоскость разъема в корпусе укладывают прокладку, надевают крышку и закрепляют ее. Если крыльчатка касается крышки насоса, под крышку подкладывают вторую прокладку. Затем устанавливают сливной кран.

Водяной насос новой конструкции (см. рис. 131) собирают следующим образом.

Во фланец 17 вставляют последовательно шайбу 20, мембрану 19 и пружинную шайбу 18, затем фланец и прокладку надевают на валик 8 (со стороны шлицев) и напрессовывают шарикоподшипник 7 до упора в бурт. В канавку кронштейна 6 ставят замковсе кольцо 10, в кронштейн — шарикоподшипник 11, а затем валик монтируют в кронштейн 6.

Гайкой 16 закрепляют фланец 17. На валик надевают распорную втулку 9 и, запрессовав валик в подшипник 11, навертывают гайки 13 и 12. В корпус насоса вставляют и закрепляют втулку 22 с резиновым кольцом 24, корпус 3 соединяют с кронштейном 6.

На валик 8 надевают последовательно манжету 23, резиновое кольцо 24, шайбу 5, пружину 26, втулку 30, навертывают крыльчатку и гайку 32. На фланец корпуса укладывают прокладку и крышку.

Старый и новый насосы испытывают на специальном стенде в течение 0,5—1 ч. В процессе испытания проверяют производительность насоса (при

2 800 об/мин, напоре Н = 1,5 кГ/см2 и температуре воды 70—80° С) и его герметичность. Производительность должна быть не менее 400 л/мин. При отсутствии стенда насос проходит испытание совместно с дизелем.

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..