Пружинный амортизатор коленчатого вала дизелей М753 и М756

  Главная      Учебники - Двигатели     Тепловозные дизели М753 и М756. Разборка, ремонт, сборка (Бабич Г.С.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 


Пружинный амортизатор коленчатого вала дизелей М753 и М756

Пружинный амортизатор (рис. 44), устанавливаемый на коленчатый вал, предназначен для уменьшения неравномерности передаваемого дизелем крутящего момента. Основные детали амортизатора: поводок 1 и корпус 2

 

 в обеих этих деталях имеется 12 радиальных пазов. Внутри каждого паза находится по две опоры 4, на цилиндрических выступах которых надеты в два ряда пружины 3, распирающие опоры и прижимающие их к радиальным выступам корпуса и поводка.

Во избежание возможного перемещения опор и пружин вдоль оси амортизатора на поводок амортизатора установлены два стальных диска 6, стянутых с поводком призонными болтами 7 со специальными гайками. В два ряда в промежутках между гнездами под пружины располагаются 24 цилиндрических ролика 5. С помощью роликов корпус амортизатора центрируется относительно поводка. Одновременно на роликах происходит некоторое угловое перемещение ведомой части амортизатора, т. е. его корпуса относительно ведущей части поводка, когда величина крутящего момента превосходит силу затяжки пружин.

 

 

 

 

 

 

Рис. 44. Амортизатор:
1 — поводок; 2 —корпус амортизатора ; в — пружина; 4 —опора пружины; 5—ролик; б —упорный диск; 7— призонный болт; 8 — болт специальный

 

 

 

 

Для того чтобы радиальный зазор между корпусом амортизатора и поводком был наименьшим, наружные диаметры роликов разбиты на 11 групп, как указано ниже, и подбираются для одного амортизатора в пределах одной группы (в мм):

I

от 15,99 до 16,00,

VII

свыше

16,05 до 16,06

II

свыше 16,00 до 16,01

VIII

»

16,06

»

16,07

III

» 16,01 » 16,02

IX

»

16,07

 

16,08

IV

» 16,02 » 16,03

X

»

16,08

»

16,09

V

VI

» 16,03 » 16,04 » 16,04 » 16,05

XI

»

16,09

»

16,10

 

В шлицы эвольвентного профиля на наружной стороне корпуса амортизатора в зацепление входит шлицевой фланец вала отбора мощности. Поверхности венца амортизатора, с которыми соприкасаются опоры, пружины и ролики, азотированы на глубину 0,24 мм, а поверхности поводка и опоры пружин цементированы на 0,6—1,2 мм. Пружины амортизатора для повышения усталостной прочности азотированы на глубину 0,150—0,030 мм. Трущиеся части смазываются маслом, разбрызгиваемым в полости картера дизеля.

Шесть отверстий диаметром 12А2а_0,о27 мм в поводке и обоих дисках развернуты совместно и на поверхностях этих деталей нанесены установочные риски. Вставленные в эти отверстия призонные болты (монтажный натяг 0,027—0,003 мм) имеют на головке клеймо, обозначающее порядковый номер. На одном из дисков также нанесены порядковые номера, соответствующие номеру установленного болта.

Двенадцать отверстий поводка диаметром 14Л+0’019 мм развернуты совместно с отверстиями в коленчатом валу. На фланце вала и поводке нанесены соответствующие установочные риски. В эти отверстия установлены призонные болты 7 с монтажным натягом 0,027—0,003 мм. Расположенные снаружи поводка пазы, в которые входят опоры пружин, обработаны совместно с пазами венца и каждый паз заклеймен своим номером.

 

Разборка

 

 Амортизатор разбирают в специальном приспособлении, укрепленном на верстаке неподвижно. Шлицы венца амортизатора при этом должны войти в шлицы приспособления. При разборке отворачивают гайки при-зонных болтов, предварительно отогнув стопорные шайбы. Перед выпрессов-кой болтов проверяют, нанесены ли на болтах, поводке и дисках против отверстий клейма спаренности. Если почему-либо клейма отсутствуют, на головках болтов и против отверстий на поводке и гайках наносят метку, какой болт установлен в какое отверстие.



После выпрессовки болтов и снятия дисков приступают к выпрессовке опор пружин. Эту работу должен очень осторожно делать специально обученный аттестованный рабочий. При неосторожной выпрессовке опоры пружин, сильно прижатые к поверхностям окон амортизатора, могут ранить рабочего или окружающих. Опоры пружин осаживают бронзовой выколоткой вниз, за пределы венца на 15—20 мм, равномерно выколачивая обе опоры и не допуская относительного перекоса более чем на 2—3 мм. После того как опоры и пружины будут осажены, амортизатор переворачивают выдвинутыми опорами пружин вверх и, сжимая специальными клещами (рис. 45), вынимают опоры поочередно из всех окон амортизатора. Применять какой-либо другой способ для выпрессовки опор пружин из окон амортизатора категорически запрещается.

После того, как будут вынуты опоры и пружины, вынимают все 24 ролика, снимают поводок, повернув его относительно венца на некоторый угол. Чтобы не перепутать детали комплекта одного амортизатора с другим, все их метят номером разбираемого дизеля. После разборки детали моют и направляют на дефектацию.

 

 

Дефектация. Наружные диски осматривают и проверяют, нет ли трещин. На дисках фланца наибольшего диаметра (290 мм) часто бывает выработка от торцов опор пружин и от самих пружин. Если выработка не превышает глубины 1 мм, ее следует зачистить или проточить и допустить диски к дальнейшей работе: если глубина выработки больше 1 мм, такой диск бракуется. При обнаружении износа отверстий диаметром 12 мм в дисках и поводке отверстия развертывают на ремонтный размер диаметром 12,12а мм или диаметром 12,22а+0,027 мм.

Поводок амортизатора, венец, опоры пружин, пружины и все ролики проверяют на магнитном дефектоскопе или лупой не менее 10-кратного увеличения; не допускается трещин, выработки, выкрашивания азотированного или цементированного слоя, наклепов, наминов и появления цветов побежалости на рабочих поверхностях.

Намины на беговых дорожках венца или поводка глубиной более 0,01 мм устраняют при ремонте, глубиной до 0,01 мм — полировкой после дефектации. Наклепы и местную выработку на торцах рожков амортизатора или поводка зачищают или шлифуют. Наклепы, забоины на торцовой поверхности грибка не допускаются и должны быть зачищены. Пружины амортизатора проверяют на упругость. При сжатии до 38,5 мм пружина должна развивать усилие от 225 до 275 кГ.

 

 

Ремонт. При ослаблении болтов, стягивающих амортизатор и фланец коленчатого вала, отверстия 14Л+0,019 развертывают совместно с отверстиями во фланце коленчатого вала до диаметров 14,2+0,019 или 14,4+0,019 мм под

2-ю или 3-ю группу ремонтных болтов. На диаметр более 14,4 мм допускается установка специальных болтов, но не более 16 мм, а также хромирование болтов 3-й группы с последующей их шлифовкой до размера, обеспечивающего натяг 0,027—0,003 мм. Толщина слоя хрома после шлифовки не должна превышать 0,15 мм.

Если на беговых дорожках поводка или венца имеются намины от роликов глубиной более 0,01 мм, наружный диаметр поводка шлифуют до устранения дефекта, но не более чем до размера 273,7 мм. Диаметр венца под ролики, имеющий износ более 0,01 мм, шлифуют до устранения дефекта, но также не более чем до размера 306,3 мм. Большая шлифовка этих поверхностей недопустима, так как снижает толщину упрочненного слоя и может вызвать его выкрашивание.

При износе торцовые поверхности поводка или венца шлифуют внутри венца до размера не более 38,3 мм, причем можно снимать металл с одной стороны не более 0,15 мм. Если повреждение не может быть устранено шлифовкой, допускается хромирование торцов с последующей шлифовкой, толщина слоя хрома в этом случае не должна превышать 0,15 мм. Торец рожков поводка шлифуют на глубину с каждой стороны не более 0,3 мм.

Амортизаторы ранних выпусков имели размер опоры пружин высотой 28_о,о2 мм и диаметром стержня 12,5 мм, как показано на рис. 44.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..