Носок отбора мощности (рис. 56) служит для передачи вращения коленчатого
вала дизеля потребителю мощности, для запуска дизеля электростартерами и
для проворота вала дизеля.
На картере носка 1, отлитого из алюминиевого сплава, установлены два
стартера 20, крепящиеся к кронштейнам картера хомутами 21. Стартеры
фиксируются штифтами 23, прокладками 24 и сухарями 15. Между картером,
стаканом роликоподшипников 11 и крышкой 2 установлены паронитовые
прокладки.
Визир 16 служит для установки дизеля в определенные положения при
регулировках, лючок визира закрыт крышкой 22. Между торцом
роликоподшипника 9 и стопорным кольцом 18 стоит регулировочная шайба 17.
На сальники 4 надеты пружины 7, отражатель 8 отбрасывает масло от
сальников. Фланец 6 соединен с валом 5 конусной гидравлической посадкой.
Шестерня 10 крепится болтами 3 и имеег отверстие для проворота дизеля
вручную. На фланце и шестерне есть отверсгия для соединения с
потребителем мощности и кольцевая выточка для центровки. Шлицевой венец
вала 5 соединен с муфтой 13, на наружной поверхности которой нанесены
деления для регулировки дизеля.
Смазка к носку поступает через отверстие в заглушке коленчатого вала и
втулке 12, в кольцевую полость втулки 19 и через наклонные отверстия к
обоим роликоподшипникам. Зубья муфты 13 смазываются брызгами масла,
отработавшее масло стекает в картер через отверстия в стакане 11.
Рис. 56. Носок отбора мощности
Разборка. Устанавливают на фланец вала приспособление (рис. 57) и
рас-прессовывают конусное соединение фланца и вала. Снимают крышку 2 с
сальниками (см. рис. 56). Выпрессовывают вал 5 из роликоподшипников, а
из стакана 11 — наружный подшипник. Снимают стопорное кольцо,
регулировочную шайбу и второй подшипник. Кольцо 18, шайбу 17 и
внутренний подшипник связывают и маркируют, так как этот комплект
подобран по размеру высоты деталей. Стакан 11 заменяют только в случае
значительного повреждения.
Дефектация. На манжетах сальникового уплотнения не допускается
трещин, надрывов, потери эластичности и других дефектов.
Алюминиевый корпус картера носка не должен иметь пробоин, раковин,
трещин, износа посадочных мест и привалочных фланцев, могущих вызвать
нарушение работы узла. Особое внимание обращают на состояние конусных
поверхностей фланца 6 и вала 5. Их взаимное прилегание должно быть не
менее 80%. На поверхностях не должно быть никаких повреждений; чистота
обработки V8. На конусе вала должны сохраняться шесть рисок глубиной
0,15 мм, расположенных по окружности, с плавным переходом Ha
конус.
Износ зубьев венца шестерни 10 не должен выходить за пределы длины общей
нормали, равной 242,10 мм. Сход омеднения с зубьев муфты 13 не
допускается.