Шатуны дизелей М753 и М756

  Главная      Учебники - Двигатели     Тепловозные дизели М753 и М756. Разборка, ремонт, сборка (Бабич Г.С.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

Шатуны дизелей М753 и М756

Дизели М753 и М756 имеют одинаковый шатунный механизм, состоящий из шести главных и шести прицепных шатунов. Главные шатуны расположены в левом блоке, прицепные — в правом. Каждый прицепной шатун соединен с главным шатуном пальцем. Шатуны изготовляют из штампованной заготовки легированной стали марки Ст. 18ХНВА ГОСТ 4543—62 и подвергают термической обработке до твердости НВ 387—321. Для повышения усталостной прочности все наружные поверхности шатунов после окончательной обработки полируют. При всех случаях обращения с шатунами следует помнить, что риски, царапины и забоины могут вызвать поломку шатунов, поэтому

необходимо оберегать шатуны от наружных повреждений и тщательно полировать повреждения, если они будут обнаружены.

Главный шатун (рис. 46) состоит из четырех частей: верхней головки с запрессованной в него втулкой, стержня двутаврового сечения, нижней головки с проушинами под палец прицепного шатуна и отъемной крышки нижней головки.

Отъемная крышка нижней головки главного шатуна 8 крепится пазовым соединением и двумя коническими штифтами 1; для увеличения жесткости

нижняя головка и крышка имеют ребра. В нижнюю головку шатуна с натягом 0,090—0,044 мм устанавливают стальные разъемные вкладыши 2 и 4, внутренняя поверхность вкладыша залита свинцовистой бронзой, а наружная омеднена (толщина слоя меди 0,004—0,10 мм). Обе половины вкладыша фиксируются от проворачивания и осевого перемещения стопорами 7. Один из стопоров запрессован в тело шатуна, другой — в тело крлшки Внутренняя поверхность шатунных вкладышей залита свинцовистой бронзой и на длине 10 мм с каждого торца выполнена с небольшим конусом.

На нижней головке главного шатуна между проушинами расположена промежуточная опора для пальца прицепного шатуна. В верхнюю головку главного шатуна запрессоваьа втулка 3 из высокооловянистой бронзы марки Бр. 007-0,2. Материал втулки в заготовке подвергается дополнительному уплотнению бронзы нагартовкой и последующей специальной термической обработке. Внутренняя поверхность втулки после ее запрессовки в шатун и расточки гальванически покрывается сплавом (91—88% свинца и 4—12% олова)

толщиной 0,003—0,007 мм. Втулка верхней головки главного шатуна установлена в головку шатуна с монтажным натягом 0,08—0,06 мм и, кроме того, стопорится от проворота полыми латунными стопорами.

Прицепной шатун (рис. 47) состоит из верхней головки, конструктивно не отличающейся от верхней головки главного шатуна, стержня двутаврового сечения и нижней головки. В нижнюю головку с монтажным натягом 0,045—0,065 мм запрессована втулка 1 из бронзы марки Бр. 007-0,2, фиксируемая от проворачивания латунным стопором 2. Нижняя головка шатуна и втулки имеют вырез, позволяющий пальцу опираться на промежуточную опору.

Палец прицепного шатуна стальной, с цементированной наружной поверхностью твердостью HRC58, запрессован в проушины нижней головки главного шатуна с натягом 0,035—

0,014 мм.

 

 

Рис. 46. Шатун главный:
1—штифт конический; 2, 4 — вкладыши шатуна; 3 — втулка верхняя; 4—втулка стопорная, 5 —шатун главный; 7 —стопор вкладыша; 8—крышка шатуна

 

 

 

Смазка шатунного механиз-м а. На трущуюся поверхность втулки верхней головки шатунов масло поступает через отверстия в головке к поверхности втулки. Очень важно, чтобы поступало достаточно масла. Это обеспечивается при работе дизеля на режиме выше 1 тыс. об/мин, температуре масла на входе в дизель не ниже 40° С и давлении свыше 4 кГ/смг. Продолжительная работа дизеля на холостых оборотах недопустима, так как может вызвать прихватывание и проворот втулки верхней головки, поломку шатунов и другие повреждения.

Масло к нижней головке прицепного шатуна поступает из полости шатунной шейки коленчатого вала. Промежуточная опора пальца прицепного шатуна имеет сверление, выходящее в канавку, расположенную на расточке под вкладыш в нижней головке главного шатуна; канавка сообщается отверстием с внутренней поверхностью вкладыша.

В полость пальца прицепного шатуна масло поступает через отверстие, совпадающее(после запрессовки пальца в проушины главного шатуна) со сверлением в промежуточной опоре. Масло по кольцевой проточке втулки, вставленной в палец, и четырем отверстиям в верхней части пальца поступает на рабочую поверхность втулки нижней головки шатуна.

Поверхность вкладыша шатуна смазывается маслом, поступающим под давлением из полости шатунной шейки коленчатого вала. Температура масла на входе в дизель при работе должна быть не ниже 40° С, давление масла не ниже 2 кГ/см2 на холостом ходу и не ниже 3 кГ/см2 на всех других режимах. Несоблюдение этих условий, несвоевременная смена масла вызывают преждевременное разрушение свинцовистой бронзы, которая хотя и отвечает требованиям работы при высоких нагрузках, но в отличие от подшипников, залитых баббитом, не обладает так называемым поглощающим свойством, т. е. очень чувствительна к механическим примесям и воде в масле. Машинист должен всегда помнить, что нарушение режима смазки шатунного механизма дизеля неизбежно сокращает сроки надежной работы дизеля.

 

 

Разборка. При разборке коленчатый вал с шатунами кладут на подставку и повертывают, чтобы 1-я и 6-я шатунная шейки заняли верхнее положение на подставке. На шатун устанавливают струбцину (см. рис. 31) так, чтобы нажимной винт уперся в центр конического штифта со стороны его малого диаметра. Стронув нажимным винтом конический штифт, струбцину снимают

и легкими ударами при помощи бородка выбивают штифт. Сняв оба штифта, разъединяют крышку и шатун и снимают их с коленчатого вала. Если крышка шатуна не снимается усилием руки, допускается разъединить крышку и шатун легким ударом алюминиевого или бронзового молотка.

Штифты устанавливают в отверстия согласно клеймам, вкладыши укладывают в специальную тару. Для разборки прицепных шатунов удаляют штифт, стопорящий палец прицепного шатуна, после чего палец прицепного шатуна, посаженный с натягом в проушины главного шатуна, выпрессовывают, поддерживая руками оба шатуна. Ручной реечный пресс, дающий усилие до 1 Т, может применяться для выпрессовки пальцев прицепных шатунов, шарикоподшипников и т. д.

Расчлененные шатуны укладывают в тару, после чего разобранные детали кривошипно-шатунного механизма направляют на промывку.

 

 

 

Дефектация. Шатуны проверяют на магнитном дефектоскопе. Шатуны с трещинами любого вида и расположения бракуются. При обнаружении рисок, царапин, забоин, заусенцев, наклепов и т. п. поврежденные места тщательно полируют. На некоторых шатунах возможны цвета побежалости, их также полируют. При твердости полированных мест менее ЯБ321 шатун бракуется. Полировкой удаляют коррозию, предварительно зачистив ее наждачным полотном. После зачистки и полировки допускаются следы коррозии на поверхности шатуна не больше чем в трех местах и глубиной не более 0,15 мм и общей площадью 5 см2.

При дефектации обязательно проверяют скручивание и непараллельность осей отверстий шатунов под пальцы и вкладыши и перекосы верхней головки прицепного шатуна (рис. 48 и 49) относительно оси отверстий проушин главного шатуна.

 

Особое внимание следует уделить отверстию шатуна, в котором устанавливаются вкладыши. В этом отверстии после выработки дизелем моторесурса встречаются наклепы на поверхности диаметром 103Л мм и перенос меди с омедненной стороны вкладыша.

Палец прицепного шатуна проверяют магнитным дефектоскопом, при обнаружении трещин палец бракуется, не допускаются также риски, забоины, выкрашивание цементированного слоя. При обнаружении цветов побежалости палец полируют до удаления цветов побежалости, после чего допускают к сборке, если твердость полированного металла не ниже HRC 58.

При дефектации шатунов и других деталей шатунного механизма составляют ведомость дефектов, в которую вносят все обнаруженные дефекты и меры по их устранению. После дефектации детали направляют на ремонт или на сборку в зависимости от их состояния.

 

Не допускается увеличение диаметра в отверстии под вкладыши в шатуне и в его крышке свыше 103,1 мм, а также овальность или конусность в отверстии под вкладыш более чем 0,03 мм При увеличении диаметра свыше 103,1 мм можно при ремонте хромировать отверстие в шатуне либо хромировать или омеднять наружный диаметр вкладыша с обеспечением натяга наружного диаметра вкладыша 0,044—0,09 мм. Наклепы и переносы омедненного слоя удаляют зачисткой или шлифовкой. Шлифовкой или с помощью чугунного притира с крокусом устраняют овальность и конусность.

При ослаблении посадки стопора вкладыша в крышке или шатуне подбирают другой стопор, который позволит обеспечить требуемый по чертежу натяг при посадке стопора в шатуне или в крышке, равный 0,026—0,000 мм. Форму отверстия гнезда под стопор исправляют за счет увеличения его диаметра до 8 мм, строго соблюдая геометрическое положение центра (для правильного расположения вкладыша). В этом случае изготавливают специальный стопор с увеличенным диаметром, соответствующим новому размеру отверстия.

На главном шатуне проверяют размеры отверстия под палец прицепного шатуна и состояние хрома в этих отверстиях, шелушение и сколы хрома не допускаются. Если при дефектации обнаружено, что ослабла посадка конических штифтов, соединяющих крышку с шатуном, такие штифты заменяют.

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..