Поршневая группа дизелей М753 и М756

  Главная      Учебники - Двигатели     Тепловозные дизели М753 и М756. Разборка, ремонт, сборка (Бабич Г.С.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

Поршневая группа дизелей М753 и М756

 


Поршень дизелей М753 и М756 (см. рис. 54) изготовлен штамповкой из алюминиевого сплава АК-4 ГОСТ 4784—49. Днищу поршня, являющемуся нижней частью камеры сгорания цилиндра, придана специальная форма, при которой достигается лучшее смесеобразование, способствующее эффективному сгоранию впрыскиваемого топлива. Вафельная поверхность днища повышает прочность поршня и обеспечивает хорошую теплоотдачу.

Алюминиевый поршень имеет сравнительно большую теплопроводность и малый вес, благодаря чему днище хорошо охлаждается, а в связи с малым весом поршня облегчаются условия работы кривошипно-шатунного механизма. Однако, нагреваясь, такой поршень значительно расширяется, что является его недостатком, так как зазор между рабочей поверхностью поршня и гильзой при холодном поршне непрогретого дизеля довольно значителен, что вызывает глухой стук поршня об гильзу при перемене направления движения поршня, особенно слышный при пуске дизеля.

Ранние модели дизелей М753 и М753А выпускались с разъемными блоками. На этих дизелях устанавливались поршни с четырьмя кольцами. Более поздние модели дизеля (М753Б) выпускаются с неразъемными блоками и в них, как и на дизелях М756А, установлены поршни с пятью кольцами.

Поршни ранних моделей отличаются от поршней последних моделей тем, что у них нет скосов на головке. При постановке поршней старых моделей в моноблоки со сферическими камерами поршни должны быть доделаны так, как показано на рис. 54.

Из пяти поршневых колец два размещены вместе в нижней канавке. Верхнее кольцо стальное, трапециевидное с покрытием пористого хрома по поверхности трения о цилиндр, нижнее — также стальное, трапециевидное, но с конической поверхностью трения и вырезами. Два следующих кольца чугунные конические. Конические кольца надеты на поршень так, чтобы основание конуса было обращено вниз, в сторону юбки поршня. Замки всех колец косые со срезом под углом 45°, для уменьшения прорыва газов в картер замки колец располагаются под углом 180° по отношению друг к другу. Хорошо приработавшиеся кольца не допускают прорыва газов из камеры сгорания в полость картера и предохраняют от проникновения масла в камеру сгорания.

Поршневой палец плавающего типа изготовлен из легированной стали. Палец полый, наружная поверхность его цементируется и полируется, внутренняя поверхность шлифуется. С обеих сторон на внутренней поверхности пальца имеются выточки с дюралевыми заглушками, предохраняющими зеркальную поверхность гильзы цилиндра от повреждения поршнем. Поверхность заглушки, соприкасающаяся со стенкой гильзы, обработана по сфере. В заглушках просверлены отверстия для выхода воздуха из внутренней полости пальца.

 

 

Разборка. Поршневые кольца снимают с поршня, если необходимо произвести какие-либо ремонтные работы по поршню, как, например, замену втулок в бобышках или смену кольца. Стальные кольца, как правило, могут работать почти без замены. Снимать кольца надо только с помощью приспособления (рис. 55), обеспечивающего минимальный развод колец. Если приспособления нет, то под кольцо заводят три пластинки толщиной 1—1,5 мм и по ним осторожно сдвигают кольцо с поршня.

Перед дефектацией поршни должны быть промыты в ванне или в моечной машине для снятия нагара. Раствор для снятия нагара с поршней:
Кальцинированная сода..............................15 г

Жидкое стекло............................10 »

Мыло хозяйственное ................................10 »

Хромпик ............................................1 »

Вода ...............................................1 л
Каждый компонент растворяют отдельно при температуре 80—100° С, промывают поршни при температуре раствора 80—100° С. Поршни с кольцами

погружают в раствор на 1—2 ч (в зависимости от толщины и плотности нагара) днищем вниз и через каждые 20—30 мин поочередно вынимают из раствора и погружают в холодную воду, после чего опять опускают в раствор. В холодной воде удаляют размягченный нагар травяными щетками и деревянными палочками. Операцию повторяют до полного удаления нагара.

Нагар разрешается снимать пемзой. Особое внимание при промывке должно быть обращено на чистоту канавок и масляных отверстий. Поршневые кольца и заглушки промывают отдельно.

Из всех дренажных отверстий, расположенных на юбке поршня и в нижней канавке, следует полностью удалить нагар с помощью сверла. Наклонные отверстия на юбке очищают сверлом диам 4 мм, а отверстия в канавке — сверлом диам 3 мм. После промывки все детали поршневой группы ополаскивают в бензине и обдувают сухим сжатым воздухом.

 

 

Дефектация. Состояние поршневых колец и положение колец в канавках проверяют наружным осмотром и замерами без снятия поршневых колец.

Помимо явно дефектных поршневых колец при осмотре поршневой группы подлежат замене: кольца, имеющие износ конуса по высоте более 1,5 мм (на расстоянии не более 15 мм от начала замка допускается полный износ конуса), кольца с шириной замка в свободном состоянии менее 18 мм (ширину замеряют по хорде, по наружному диаметру кольца), кольца с зазором в стыке замка более 2 мм (замеряют в кольце диаметром 180+0-03 мм), поршневые кольца с рисками, сколами хрома или прихваченные в канавках.

При замене поршня заменяют все поршневые кольца новыми. Все кольца гильз подвергают дефектации и заменяют стальные дефектные, а также все чугунные кольца. На кольце, снятом с поршня для дефектации, помечают номер поршня, номер канавки и верхнюю часть кольца, чтобы после дефектации поставить его в требуемое положение и в ту же канавку. Особое внимание при дефектации следует обратить на внутреннюю и наружную поверхности поршня.

Трещины на поршне выявляют тщательным наружным осмотром при помощи лупы не менее 7-кратного увеличения, постукивая медной выколоткой по поршню. Поршень перед этим должен быть смочен в керосине в течение
3—5 мин и насухо вытерт.

Трещины любого размера и расположения, излом перемычек между канавками и выгорание днища со стороны камеры сжатия глубиной более 1 мм или площадью свыше 2 см2, риски на юбке или задиры глубиной более 0,2 мм не допускаются. Не допускается также ослабление посадки втулки в бобышках и ослабление стопорных втулок.

На магнитном дефектоскопе проверяют палец поршня. При наличии трещин и твердости цементированной поверхности менее HRC 58 палец заменяют.

После наружного осмотра деталей поршневой группы делают микрометрический обмер и определяют, какие детали по износу не вышли за пределы допустимых размеров. На рис. 54 показаны способы определения зазоров между поршневыми кольцами и поршнем и приемы проверки положения колец в канавках поршня. Результаты дефектации, обмеров и заключение о характере ремонта записывают в ведомость дефектов.

 

 

Ремонт. Вмятины, а также следы выгорания на поверхности камеры сгорания глубиной не более 1 мм и площадью не более 2 см2, а также риски, забоины, задиры на рабочей поверхности юбки поршня тщательно зачищают (допускаются невыведенные продольные риски глубиной до 0,2 мм). Риски, забоины и задиры на внутренней поверхности втулки в бобышке поршня, а также овальность или конусность свыше 0,02 мм не допускаются. Разрешается выводить обработкой указанные дефекты, при этом диаметр отверстия не должен превышать 50,12 мм. В этом случае монтажный зазор обеспечивается установкой поршневого пальца увеличенного размера. Монтажный натяг при замене втулки в бобышках поршня должен находиться в пределах 0,06—0,08 мм, овальность отверстия под втулку до 0,03 мм.

В отверстия бобышек втулки запрессовывают, охладив их в жидком азоте или нагрев поршень до 150—180° С. После окончательной сборки узла втулки растачивают, обеспечив зазор между втулками и пальцем поршня не более 0,02 мм. Овальность юбки поршня допускается до 0,15 мм, при этом меньшая ось овала должна быть расположена в плоскости бобышек или отклоняться от нее на угол не более ±30°.

 

 

 

Сборка. Поршень с кольцами, пальцем и заглушками подбирают по весу так, чтобы разновес всех 12 поршней одного дизеля не превышал 10 г, а разновес шести комплектов, состоящих из главного и прицепного шатуна с поршнями в сборе с кольцами и другими деталями, не превышал 20 г. Если подобрать поршни по весу не удается, разрешается снимать металл в нижней части поршня, проточив пояс Л (диаметр 165 мм) до диаметра не более 167 мм, сохранив радиус 8 мм в месте перехода от цилиндрической части проточки к поясу (см. рис. 54).

После подбора поршня на свободном от клейм месте на плоской стороне бобышки, обращенной в сторону нижнего торца юбки, наносят номер двигателя, состоящий из четырех цифр, расположенных вправо после буквы М и дефисом, за которым следуют цифры, обозначающие модель дизеля, например, «753». Там же набивают порядковый номер цилиндра, в котором будет установлен поршень, и буквы «П» и «Л», указывающие на принадлежность поршня к правому или левому блоку.

Все детали поршневой группы перед сборкой должны быть промыты в авиационном бензине или четыреххлористом углероде и продуты сжатым воздухом. Кольца во 2-ю, 3-ю и 4-ю канавки ставят так, чтобы знак «В» (верх) на кольце был обращен в сторону камеры сгорания. Кольцо при сжатии не должно задерживаться в глубине канавки. При вращении поршня с надетыми кольцами в горизонтальной плоскости кольца должны плавно перемещаться в канавках под влиянием своего веса. Зазор между поршневым пальцем и отверстием во втулке поршневого пальца для нового поршневого пальца и новой втулки допускается 0,014 мм, для работавшей пары—0,02 мм. Скомплектованные поршни направляют на общую сборку дизеля.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..