Ремонт коленчатого вала дизелей М753 и М756

  Главная      Учебники - Двигатели     Тепловозные дизели М753 и М756. Разборка, ремонт, сборка (Бабич Г.С.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

Ремонт коленчатого вала дизелей М753 и М756

 

 При ремонте надо иметь в виду, что вал азотирован на глубину до 0,40 мм, поэтому правка вала для устранения биения шеек запрещена. Шлифовка шеек без последующей азотации может быть рекомендована только в том случае, если вал заменить невозможно.

При шлифовке шеек вала без последующей азотации следует шлифовать вал не более чем на 0,20 мм по диаметру от его фактического размера с тем, чтобы не нарушить азотированный слой.

Вследствие того, что шатунные и коренные шейки азотированного коленчатого вала имеют на поверхности твердость HR600 и выше, их износ при правильной эксплуатации дизеля очень незначителен. Однако вследствие неправильной эксплуатации дизеля, коррозии при хранении в ожидании ремонта и т. п. может возникнуть необходимость в зачистке и полировке шеек вала, что следует делать очень осторожно.

Раньше, когда валы выпускались неазотированными, ремонтные предприятия производили шлифовку шеек до размеров, указанных в табл. 8. В исключительных случаях, когда вал заменить нельзя из-за отсутствия запасного, возможна шлифовка шеек на меньший размер с последующей полировкой без азотации вала, но при первой же возможности такой вал заменяют азотированным.

 

 

Замена болтов крепления амортизатора. Коленчатый вал с амортизатором соединен 12 призонными болтами. Развертка отверстий во фланце вала и в поводке амортизатора производится в сборе, так как эти детали невзаимозаменяемы.

 

 

Для уменьшения износа посадочная поверхность болтов хромируется на толщину от 0,010 до 0,022 мм (на рис. 34 она обозначена штрих-пунктиром). Болты для ремонта изготовляются увеличенного размера (14,237 и 14,437 мм). На торце болта электрографом наносится его фактический диаметр (например, болт с размером 14,232 мм имеет на торце цифры 232). Для получения нужной посадки необходимо отверстия в поводке амортизатора совместить по меткам с отверстиями на фланце коленчатого вала и развернуть черновой и чистовой разверткой. Монтажный натяг между болтом и отверстиями в поводке и фланце коленчатого вала должен быть в пределах 0,003—0,027 мм независимо от размера болта.

При отсутствии ремонтных болтов увеличенного размера снятые болты хромируют, выдерживая требуемую посадку. Толщина слоя хрома должна быть в пределах от 0,010—0,022 мм на сторону. Можно хромировать болты на большую толщину с последующей шлифовкой по наружному диаметру. В случае значительного износа сопрягаемых поверхностей развертывают отверстия до получения правильной окружности и изготавливают специальные болты из стали 18ХНВА с последующей термической обработкой до твердости HRC35— 41. Закалка производится при температуре 880° С с охлаждением в масле, а отпуск — при температуре 170° С с охлаждением на воздухе.

После подбора болты клеймят порядковым номером согласно клеймам на поводке и фланце коленчатого вала на поверхности головки болта.

Для получения нормальной посадки болт во фланец коленчатого вала запрессовывают приспособлением ЛM.9690-425.



Замена масляных трубок. Масляные трубки, запрессованные в коренных шейках коленчатого вала, дополнительно уплотнены по внутреннему диаметру (рис. 35). Если трубка ослабла, ее нужно уплотнить и развальцевать у входного отверстия, а при наличии повреждения заменить. Для уплотнения трубок по внутреннему диаметру пользуются специальным набором прошивок с шаровой поверхностью диаметром 6,00; 6,05; 6,10 и 6,15 мм (рис. 36), переходя последовательно от меньшего размера к большему. Трубки должны плотно прилегать по всей поверхности отверстия.

Масляные трубки в шатунных шейках коленчатого вала развальцованы со стороны наружных поверхностей (рис. 37). Если трубка ослабла в отверстии, ее нужно дополнительно развальцевать, а поврежденную трубку заменить новой. После развальцовки трубка со стороны наружной поверхности шейки должна утопать на глубину 0,5—1,1 мм.

 

Полировка шеек вала. Коренные и шатунные шейки можно полировать вручную на любом токарном станке. В 7-ю и 8-ю шейки вала вставляют центрирующую пробку и поджимают со стороны 1-й шейки грибковым вращающимся центром, но можно пользоваться и разжимными оправками (рис. 39).

Для полировки применяют специальные деревянные жимки (рис. 40), в которые закладывают наждачное полотно (зерно 400—500). Полировку выполняют с маслом и керосином. Чистота поверхности шеек и галтелей вала

должна соответствовать у 10. Специ-альные станки для полировки шеек вала дают лучшее качество полировки по сравнению с ручной полировкой на токарном станке.
Как исключение, разрешается исправлять шейки вала лекальным путем с последующей полировкой, но в этом случае должны быть обеспечены требования, предъявляемые к шлифованному валу.

Проверка размеров. У окончательно отремонтированного вала проверяют размеры по всем обработанным поверхностям. Проверку размеров и отклонений от технических условий делают пассиметром или микрометром и микронным индикатором. При этом вал устанавливают на три призмы, под 1, 4 и 7-ю шейки, а результаты обмера заносят в табл. 6.

Магнитный контроль. Окончательно отремонтированный вал проверяют на приборе «Магнофлокс» или другом магнитном дефектоскопе. Сущность проверки состоит в том, что в намагниченной детали в местах дефектов образуются местные поля утечки силовых линий магнитного потока. Если намагниченную деталь поливать суспензией, состоящей из трансформаторного масла и отожженных железных опилок (20 г опилок на 1 л масла), то в местах дефектов частицы порошка располагаются по контуру трещины, что легко обнаруживают невооруженным глазом.

После проверки коленчатый вал должен быть размагничен. В процессе размагничивания сила переменного тока уменьшается при помощи потенциометра или медленным выведением вала из камеры с магнитным полем на расстояние примерно 1 м.

Отсутствие остаточного магнетизма проверяется при помощи пластинки (Ст. 10), толщина которой 0,05—0,3 мм, ширина 5 мм и длина 10 мм. Если пластинка притягивается к валу, — размагничивание нужно повторить.

Если магнитного дефектоскопа нет, коленчатый вал тщательно осматривают при помощи лупы не менее чем 10-кратного увеличения. На поверхности коленчатого вала допускаются волосовины и шлаковые включения на каждой шейке не более 2 шт. с наибольшей длиной отдельной волосовины 2 мм. На щеках вала допускаются волосовины длиной не более 3 мм в количестве не

•более 3 шт. на щеке. Общее число дефектов по всему валу не должно превышать 10 шт. линейных и 10 точечных.



Балансировка вала. Отступления при ремонте вала в пределах допусков могут вызвать неуравновешенность его. Статическая балансировка дает возможность выявить неуравновешенную массу, но не определяет величину неуравновешенности. При сложной конфигурации вала и большой его длине найти и устранить неуравновешенные силы позволяет только динамическая балансировка. Динамическую балансировку делают на специальных станках (рис. 41). Балансировка должна быть произведена с точностью до 50 Г -см, металл разрешается снимать только со скосов щек вала не более 0,20 мм по глубине и с обязательной последующей полировкой их. Допускается^ статическая балансировка, при которой коленчатый вал устанавливают 2-й и 6-й .коренными шейками на два специальных ножа.

 

При дисбалансе наиболее тяжелые кривошипы повернутся вниз; тогда со скосов щек этих кривошипов на токарном станке нужно снять часть металла. Балансировка продолжается до тех пор, пока коленчатый вал при любом положении кривошипов не прекратит поворачиваться вокруг своей оси. Необходимо еще раз подчеркнуть, что статическая балансировка не заменяет динамическую и делается только как исключение.



Гидроиспытание вала делают для того, чтобы убедиться в том, что нет течи масла из-под масляных трубок в отверстиях коренных шеек, а также из-под заглушек по торцам шеек вала. Для проверки используется специальная установка, где авиационное масло МК подогревается до 70— 80° С, давление доводится до 20 кГ/см2.

По торцам шатунных шеек, а также на 7-й и 8-й шейках ставят заглушки, а на все коренные и шатунные шейки, где есть масляные трубки, надевают специальные хомуты, к которым подводят шланги от установки (рис. 42). Подогретое масло насосом подают одновременно во все внутренние полости шатунных шеек, а затем по трубкам к коренным шейкам и обратно в бак установки. У выходных шлангов поставлены запорные краны, дающие возможность создать давление в полости вала в пределах 15—20 кГ/см2. Течь масла из-под заглушек и в открытые отверстия коренных шеек не допускается. В случае протекания уплотняют масляные трубки специальной прошивкой или зачищают зенковкой фаски под заглушки и повторяют гидроиспытание.

Сборка. Перед сборкой проверяют исправность приспособления для подъема коленчатого вала (см. рис. 6) и укладывают вал в моечную ванну, соблюдая правила техники безопасности. При промывке коленчатого вала необ-ходим о тщательно прошприцевать масляные трубки, все сверления и внутренние полости шеек, а затем обдуть сжатым воздухом и протереть коленчатый вал замшей.

Обдувать коленчатый вал в подвешенном состоянии запрещается.

После промывки осматривают детали, подлежащие сборке.

Венец амортизатора и поводок должны иметь паспорт с обмерами гнезд под ролики. На торце роликов амортизатора должно быть нанесено клеймо (номер группы и фактический размер диаметра). Следует также проверить:

наличие установочной риски на поводке амортизатора и коленчатом валу номер коленчатого вала и номер комплекта спаренности с валом на поводке, наличие номера комплекта спаренности венца поводком, порядковые номера на болтах и на фланце коленчатого вала, степень размагниченности деталей коленчатого вала (пластинка щупа 0,05 мм не должна притягиваться).

Заглушки шатунных шеек по шейкам коленчатого вала подбирают так, чтобы они не выступали за плоскость щеки коленчатого вала, максимальное утопание заглушки от плоскости щеки допускается не более 1 мм. Подбирают по весу шесть комплектов деталей. Каждый комплект состоит из заглушек, подобранных по шейкам вала; болта, шайбы, гайки, двух колец. Допустимый разновес между комплектами не более 3 г.

Заглушки клеймят порядковым номером от 1 до 12 (счет от 1-й шейки со стороны передачи). При установке заглушек в 7-ю коренную ^ейку на болт надевают траверсу, заводят в заглушку траверсу вместе с болтом, смазывают штифт и ставят его в заглушку. На заглушку надевают прокладку, на болт поплавок, смазывают посадочное место заглушки и поплавка маслом и вставляют заглушку в сборе с болтом и поплавком в коренную шейку вала.

Протирают замшей место под заднюю заглушку в коренной шейке вала; вставляют заглушку в шейку коленчатого вала; надевают на болт кольцо, намотав на резьбу четыре витка шелковой нитки; надевают шайбу, а затем навертывают гайку. Гайку контрят шплинтом, усики шплинта окончательно не отгибают и проверяют выступание заглушки и болта. Болт, гайка и торец заглушки не должны выступать за плоскость щеки, максимальное утопание заглушки от плоскости щеки не более 1 мм.

С болта, на котором надеты заглушки для 1-й шатунной шейки вала, снимают гайку, шайбу, кольца и заглушки, протирают замшей заглушки и места в 1-й шатунной шейке вала под заглушки. Надевают на болт кольцо, заглушку

 

с клеймом № 1, ставят заглушку с болтом в 1-ю шатунную шейку вала со стороны 1-й коренной шейки.

Надевают на болт вторую заглушку с клеймом № 2, кольцо. Намотав на резьбу шелковую нитку, надевают шайбу и завертывают гайку. Удерживая болт за головку ключом, затягивают гайку и контрят шплинтом. Усики шплинта окончательно не отгибают и проверяют выступание заглушки и болта. Болт, гайка и торцы заглушки не должны выступать за плоскость щеки, максимальное утопание заглушки от плоскости щеки не более 1 мм.

В такой же последовательности ставят остальные заглушки, концы шплинтов отгибают только после испытания вала на герметичность. Гайки заглушек затягивает только закрепленный за этой операцией рабочий.

После гидроиспытания коленчатого вала закрывают его шейки бумагой и разгибают окончательно концы шплинтов гаек крепления заглушек (шплинтовка якорная).

Перед установкой амортизатора на коленчатый вал струбциной необходимо доп-рессовать болты до упора во фланец коленчатого вала; болты подбирают с монтажным натягом 0,003—0,027 мм.

Протерев и смазав посадочное место тонким слоем масла, устанавливают собранный амортизатор на коленчатый вал согласно меткам на поводке амортизатора и на буртике коленчатого вала. Смазав резьбу болтов касторовым маслом равномерно, постепенно затягивают гайки нормальным усилием под шплинт (шплинтовка якорная).

Вставляют в хвостовик коленчатого вала замковое кольцо, а рессору — в шлицы поводка коленчатого вала. Проверяют посадку рессоры в нескольких положениях (рессора должна входить свободно, без заеданий), а затем ставят рессору вместе с поводком в шлицы хвостовика коленчатого вала, после чего собранный коленчатый вал с установленным амортизатором накрывают чехлом.

Навеска шатунов. Перед навеской шатунов тщательно протирают замшей шатунные шейки коленчатого вала, вкладыши главного шатуна, места под вкладыши на шатунах и крышках шатунов и конические штифты. Еще раз внимательно осматривают шатунные шейки и шатуны, проверяя, нет ли недопустимых забоин, царапин и рисок

По имеющимся обмерам шеек коленчатого вала и вкладышей главных ша -тунов подбирают главные шатуны. Для коленчатого вала дизеля первый пояс шатунной шейки должен совпадать со вторым поясом вкладыша главного шатуна, а третий пояс коленчатого вала с первым поясом вкладыша главного шатуна.

Допустимый диаметральный зазор между шатунной шейкой и вкладышем главного шатуна 0,070—0,106 мм (для нового комплекта). Если зазор не превышает 0,15 мм, комплект может быть допущен к дальнейшей работе на срок до следующей переборки.

Главные и прицепные шатуны клеймят номерами шатунных шеек коленчатого вала. При навеске шатунов на коленчатый вал главный шатун должен находиться слева, если смотреть на коленчатый вал со стороны центральной шестерни. Вставляют верхние и нижние половинки вкладышей на свои места в шатуны согласно маркировке и обильно смазывают маслом рабочую поверх-ность вкладышей. Заводят шатун первого цилиндра снизу на 1-ю шатунную шейку, находящуюся в верхнем положении, и устанавливают крышку с вкладышем, осадив ее до места. В случае плотной посадки крышки пользуются приспособлением (рис. 43). Крышку с шатуном соединяют коническими штифтами согласно клеймам. Конические штифты перед установкой смазывают тонким слоем бараньего жира. Штифты в шатун запрессовывают специальной струбциной, установка штифтов ударами молотка категорически запрещается. Концы запрессованного штифта над поверхностью шатуна не должны выступать. Индикаторным приспособлением проверяют зазор между щекой коленчатого вала и торцом нижней головки главного шатуна, который должен находиться в пределах 0,255—0,410 мм.

В указанном порядке навешивают остальные шатуны, вращение их на шейках коленчатого вала должно быть легким, без прихватов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..