ПУСК, РАБОТА И ОСТАНОВКА ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и
А-41
Перед запуском двигателя, кроме подготовки двигателя к запуску, в начале
смены необходимо выполнить все работы, предусмотренные ежесменным
техническим уходом.
К запуску можно приступить только после устранения всех замеченных
неисправностей.
Двигатель необходимо запускать в следующем порядке: поставить рычаг
регулятора топливного насоса в положение выключенной подачи топлива
(рис. 92);
включить декомпрессионный механизм для облегчения прокручивания
коленчатого вала (рис. 93);
убедиться в том, что рычаг переключения передач трактора установлен в
нейтральное положение;
убедиться в том, что муфта сцепления редуктора пускового двигателя
выключена и рычаг включения стоит в нейтральном положении (вертикально)
;
рычагом ввести пусковую шестерню в зацепление с зубчатым венцом
маховика. Для этого повернуть рычаг влево, а затем возвратить его в
первоначальное положение;
открыть крышку 10 (см. рис. 100) воздушного патрубка (при отсутствии
воздушного фильтра пускового двигателя) и приоткрыть воздушную и
дроссельную заслонки карбюратора;
запустить пусковой двигатель при помощи стартера или шнура и прогреть
его в течение
1—3 мин (головка цилиндров прогретого двигателя должна быть горячей на
ощупь), полностью открыв воздушную заслонку карбюратора. Держать стартер
включенным непрерывно можно не более 15 сек. Для сохранности
аккумуляторной батареи и стартера необходимо выдерживать интервалы между
включениями 1—2 мин.
Запрещается включать стартер при неостановившемся пусковом двигателе.
Если двига-тель не начал работать после трех-пяти последовательных
включений, следует найти и устранить неисправность;
плавно и быстро перевести рычаг включения муфты редуктора из
нейтрального положения в первое рабочее положение, соответствующее
первой (замедленной) передаче, а через 1—2 мин работы двигателя
перевести рычаг редуктора во второе рабочее положение, соответствующее
второй (ускоренной) передаче редуктора двигателя А-01 (рычаг включения
муфты редуктора двигателя А-41 имеет одно рабочее положение). Прокрутить
коленчатый вал двигателя на ускоренной передаче в течение
1—2 мин. У двигателя, подготовленного к запуску, коленчатый вал легко
прокручивается на второй (ускоренной) передаче без заметного снижения
оборотов пускового двигателя (на слух). При снижении оборотов пускового
двигателя перейти на первую (замедленную) передачу;
при прокручивании коленчатого вала двигателя проверить давление масла по
манометру. При пуске холодного двигателя, когда масло обладает
повышенной вязкостью, давление может быть немного выше нормального;
включить подачу топлива, поставив рычаг управления рейкой топливного
насоса в среднее положение. Вытянуть кнопку валика 10 (см. рис. 50)
обогатителя;
выключить декомпрессионный механизм (рис. 93). При этом правильно
подготовленный двигатель должен начать работать;
как только двигатель начнет работать, перевести рычаг включения
редуктора пускового двигателя в нейтральное положение. Если двигатель
после нескольких вспышек остановится, повторить операции в указанной
последовательности. Пуск двигателя без предварительной прокрутки,
особенно в холодное время года, когда масло обладает большой вязкостью и
медленно поступает к подшипникам коленчатого вала, может привести к
задирам подшипников. Поэтому включать подачу топлива можно только тогда,
когда давление масла в системе смазки будет нормальным. При запуске
запрещается препятствовать самоотключению пусковой шестерни и
принудительно удерживать ее рычагом в зацеплении с зубчатым венцом
маховика, так как это может привести к поломкам редуктора пускового
двигателя;
остановить пусковой двигатель. Для этого закрыть дроссельную заслонку
карбюратора, выключить зажигание кнопкой, затем не отпуская ее, закрыть
воздушную заслонку и крышку воздушного патрубка карбю-ратора, закрыть
кран топливного бачка пускового двигателя. Продолжительность непрерывной
работы пускового двигателя на полной мощности не должна превышать 15
мин\
после запуска двигателя снизить его обороты до минимально устойчивых;
прогреть двигатель, плавно увеличивая число оборотов в течение 3 мин.
Затем прогревать на повышенных оборотах (1400—1700), следя за
показаниями манометра и термометра; двигатель считается прогретым и
готовым к эксплуатации при температуре воды и масла 50—70° С и давления
масла 3—5 кГ/см2.
Запрещается:
работать на малых оборотах холостого хода более 10—20 мин\
запускать двигатель без охлаждающей жидкости в системе охлаждения. В
этом случае неравномерный прогрев приводит к задиру поршня пускового
двигателя, появлению трещин в головках дизеля и выходу его из строя;
пользоваться при запуске дизеля бензином, это может привести к разносу
дизеля;
при запуске подогревать двигатель при помощи открытого огня.
Для бесперебойной, надежной и долговечной эксплуатации двигателя следует
внимательно контролировать его работу как на слух, так и по показаниям
контрольно-измерительных приборов.
Двигатель после запуска должен некоторое время поработать с минимальным
числом оборотов холостого хода (600—700 об/мин) для заполнения маслом
системы смазки двигателя.
Температуру охлаждающей жидкости необходимо поддерживать в пределах
80—100° С. Оптимальной является температура охлаждающей жидкости 85—95°
С.
Нельзя длительно эксплуатировать двигатель под нагрузкой при температуре
охлаждающей жидкости ниже 70—80° С, так как при этом значительно
ухудшается сгорание топлива, резко возрастает износ гильз и поршневых
колец, снижается экономичность двигателя, интенсивно образуются смоло- и
нагароотложения.
Температуру масла следует поддерживать в пределах 80—100° С. Давление
масла на прогретом двигателе должно быть 3—5 кГ/см2 при номинальном
числе оборотов коленчатого вала, при минимальных числах оборотов
холостого хода — не менее 1 кГ/см2.
Температуру охладающей жидкости и масла в указанных пределах можно
поддерживать регулировкой шторки радиатора, жалюзи или нагрузки
двигателя.
Для увеличения долговечности двигателя не следует его длительно
перегружать.
Перед остановкой двигателя необходимо отключить его от агрегата и дать
поработать в течение 5 мин на холостом ходу при среднем и малом числе
оборотов; проверить показания контрольно-измерительных приборов, нет ли
постороннего стука, затем остановить двигатель, выключив подачу топлива.
Чтобы воздух не попал в систему топливоподачи, кран топливного бака не
перекрывать.
Не допускается мгновенная остановка двигателя сразу после работы на
больших числах оборотов коленчатого вала или с нагрузкой, так как это
приводит к тепловым перегрузкам деталей двигателя.
Рис. 93. Положения рычагов включения
декомпрессионного механизма:
а — на двигателе А-01; б —на двигателе А-41; 1 — декомпрессионный
механизм выключен; 11 — декомпрессионный механизм включен.