ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и
А-41 В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД
При среднесуточной температуре окружающего воздуха +5° С и ниже
эксплуатация двигателя усложняется вследствие ухудшения условий работы
системы питания, смазки, охлаждения. Поэтому двигатель необходимо
подготовить к зимней эксплуатации.
В период зимней эксплуатации необходимо соблюдать
следующие правила:
1. Для уменьшения износа и повышения долговечности двигателя при
среднесуточной температуре окружающего воздуха +5° С и ниже
рекомендуется запускать его только после прогрева горячей водой. Для
этого в радиатор заливают горячую воду температурой 80—90° С до тех пор,
пока из открытого крана радиатора и сливной трубки блока цилиндров не
потечет теплая вода. После этого кран и трубку закрывают и доливают
горячую воду, пока система охлаждения не заполнится.
2. При среднесуточной температуре окружающего воздуха — 5° С и ниже в
картер двигателя необходимо заливать зимнее дизельное масло, подогретое
до температуры 80—90° С. Для лучшего прогрева желательно заливать масло
одновременно с заполнением системы горячей водой.
3. При температуре окружающего воздуха —10° С и ниже запускать двигатель
следует после прогрева специальным предпусковым подогревателем. Если нет
предпускового подогревателя, то нужно заливать в систему охлаждения
максимально горячую воду (кипяток).
При температуре окружающего воздуха —20° С и ниже для прогрева двигателя
необходимо при открытом кране радиатора и сливной трубке блока цилиндров
пролить 2—3 ведра горячей воды, закрыть кран и трубку, залить горячей
водой систему охлаждения полностью и слить воду через 3—4 мин. Без
промедления при закрытом кране радиатора и сливной трубке блока
цилиндров заполнить систему охлаждения кипятком.
4. Для облегчения запуска пускового двигателя следует через краник в
головке цилиндра залить 20—30 см3 горючей смеси. Одновременно при
температуре окружающего воздуха —20° С и ниже для удаления замерзшей
смазки между дисками муфты редуктора нужно, не вводя в зацепление с
венцом маховика шестерню включения, сделать по 2—3 включения редуктора
на рабочих передачах. Запрещается прогревать дизель при помощи пускового
двигателя без предварительной заливки горячей воды и запускать
установленный на трактор двигатель
при помощи буксировки без предварительного прогрева, ~ так как это
приведет к выходу двигателя из строя.
5. Во время работы следить за температурой охлаждающей воды и масла,
поддерживая ее в пределах 80— 100° С.
6. При длительных остановках после снижения температуры воды до 40—45° С
необходимо воду из системы охлаждения и масло из картера слить в чистую
посуду. Сливные краны системы охлаждения оставить открытыми, чтобы вода
вся стекла.
7. Проверить, нет ли в топливе воды. При наличии
воды образуются ледяные пробки в топливопроводх, что затрудняет запуск и
приводит к перебоям в работе двигателя.
Доливать воду в систему охлаждения можно только при работающем
двигателе, чтобы не произошло переохлаждение воды в водяной рубашке
блока цилиндров.
Если нет зимних сортов рекомендуемых масел, то допускается заливать в
картер двигателя, топливный насос и регулятор, масляный
воздухоочиститель и в ре-дуктор пускового двигателя летние дизельные
масла с добавкой 15— 20% зимнего дизельного топлива.
При отсутствии необходимого для работы двигателя зимнего дизельного
топлива допускается применять топливо, не соответствующее температурным
условиям, с добавкой к нему тракторного керосина (ГОСТ 1842—52) в
следующем количестве: при температуре от —20° С до —30° С—10%; при
температуре от —30° С до —35° С — 25% и от 35° С и ниже — 30—50%
керосина.
Керосин добавляют в дизельное топливо перед заправкой или сначала
наливают в бак керосин, а затем дизельное топливо. Не разрешается
разбавлять дизельное топливо бензином, иначе образуются газовые пробки,
что вызовет перебои в работе топливной аппаратуры и двигателя.
При техническом уходе № 1 проверяют состав антифриза гидрометром. Он
снабжен двумя шкалами. Одна шкала (рис. 94, а) показывает процентное
содержание этиленгликоля в охлаждающей жидкости в интервале 20—100% (по
объему), на другой шкале (рис. 94,6) нанесена температура замерзания
охлаждающей жидкости в пределах от —8°С. до —67° С. Температуру
замерзания охлаждающей жидкости и ее состав нужно определять при
температуре +20° С (допустимое колебание температуры ± 1° С).
При длительной стоянке антифриз следует сливать из системы охлаждения в
чистую (неоцинкованную) посуду при температуре его 50—60° С.
Кран радиатора и сливную трубку в блоке цилиндров после слива антифриза
закрывают.
Рис. 94. Гидрометр:
а — шкала % содержания этиленгликоля с интервалом 20—100% (по объему); б
шкала, показывающая температуру замерзания охлаждающей жидкости, °С.