Для приработки трущихся поверхностей деталей новый и капитально
отремонтированный двигатель перед пуском в эксплуатацию необходимо
обкатать.
Обкатка заключается в том, что двигатель
загружается до номинальной мощности не сразу, а постепенно, путем
ступенчатого повышения нагрузки.
Продолжительность периода обкатки двигателей равна 30 ч. Однако для
лучшей приработки трущихся деталей обкатку рекомендуется проводить в
течение первых 50—60 ч работы двигателей.
Обкатка двигателя разделяется на три этапа:
1. Обкатка на холостом ходу.
2. Обкатка с трактором, работающим без нагрузки на крюке.
3. Обкатка с трактором под нагрузкой.
Обкатка двигателя на холостом ходу продолжается 15—20 мин.
После запуска первые 5 мин двигатель должен работать с минимальным
числом оборотов (600—800 об/мин), затем постепенно увеличивают число
оборотов до максимальных. Работающий двигатель прослушивают. При
обнаружении ненормального шума или стука необходимо выявить причины и
устранить их. Проверяют показания контрольно-измерительных приборов.
Давление масла в магистрали должно быть не менее 3—5 кГ/см2 при
номинальных оборотах двигателя. При минимальных оборотах холостого хода
— не менее 1 кГ/см2. Проверяют плотность соединений в системах подачи
топлива и воздуха, охлаждения и смазки. Течь масла, воды, топлива и
подсос в двигателе воздуха необходимо немедленно устранить. Если
двигатель исправен, приступают к дальнейшей обкатке.
Обкатка двигателя с трактором, работающим без нагрузки на крюке,
продолжается в течение 4—5 ч, начиная с низкой передачи и кончая самой
высокой. Во время обкатки контролируют работу двигателя и показания
контрольно-измерительных приборов. Проверяют работу муфты сцепления и
правильность ее регулировки.
Затем постепенно увеличивают нагрузку. В начале этапа обкатки под
нагрузкой новый или отремонтированный трактор можно использовать на
транспортных работах, при этом постепенно увеличивают силу тяги на крюке
и постепенно повышают рабочие передачи. В конце этапа обкатки под
нагрузкой трактор можно использовать на сельскохозяйственных работах, не
требующих больших тяговых усилий (боронование, культивация, сев и т.
п.).
После обкатки двигателя под нагрузкой сливают отработанное масло из
картера (поддона) двигателя и заливают свежее масло до верхней метки
маслоизмерительного стержня. Заменяют масло в топливном насосе и
регуляторе числа оборотов двигателя. Проводят технический уход № 1.
Кроме того, подтягивают гайки крепления головок цилиндров, пользуясь
динамометрическим ключом. Момент затяжки 16—18 кГм. Проверяют и, если
необходимо, регулируют зазоры между коромыслами и торцами стержней
клапанов, установив их в пределах 0,25—0,30 мм. Подтягивают крепежные
детали впускных и выпускных труб (коллекторов) основного и пускового
двигателя, воздухоочистителя и его патрубков. Регулируют зазоры в муфте
сцепления. Двигатель, прошедший полную обкатку, годен для нормальной
эксплуатации.
О проведении обкатки двигателя в хозяйстве составляют акт и делают
соответствующую отметку об обкатке в паспорте двигателя. Акт хранится с
паспортом двигателя. Без акта и записи в паспорте двигателя
завод-изготовитель претензии о неисправности в двигателе не принимает.