Приборы тормозного привода дизельных
автомобилей ЗИЛ-133
Тройной защитный клапан пневмотормозов дизельных
автомобилей ЗИЛ-133
Предназначен для разделения сжатого воздуха, поступающего от
компрессора, на 2 основных контура и 1 дополнительный (контур аварийного
растормаживания), автоматического отключения одного из контуров в случае
нарушения его герметичности и сохранения сжатого воздуха в герметичных
контурах, сохранения сжатого воздуха во всех контурах в
случае нарушения герметичности питающей магистрали,
а также для питания дополнительного контура от двух основных контуров до
тех пор, пока давление в нем не снизится до заданной величины.
Установлен клапан рядом с двойным защитным клапаном.
Сжатый воздух поступает из питающей магистрали через ввод I (рис. 11.9)
внутрь корпуса 1 под клапаны 3 и 12. При достижении давления 5,5 кгс/см2
сжатый воздух, преодолевая усилие пружин 5 и 9, открывает эти клапаны и
поступает через выводы II и III в два основных контура (I и II).
Одновременно сжатый воздух, воздействуя снизу на диафрагмы 8 и 11,
поднимает их. После открытия обратных клапанов 13 и 14 сжатый воздух
поступает к клапану 15, открывает его и проходит в вывод IV
дополнительного контура, поднимая диафрагму 16.
При утечке в одном из контуров происходит падение давления внутри
корпуса 1. Вследствие этого клапан исправного основного контура и
обратный клапан дополнительного контура закрываются, предотвращая
падение давления в этих контурах. При снижении давления на входе в
корпус 1 до заданного уровня клапан неисправного контура закрывается.
Сжатый воздух от компрессора пополняет исправный основной контур и через
обратный клапан — дополнительный контур (при расходовании воздуха в
них). В поврежденный контур воздух пока не поступает. При достижении на
входе давления выше
5,2 кгс/см2 клапан неисправного основного контура открывается и избыток
воздуха выходит через него в атмосферу. При этом воздух не поступает в
исправные контуры. Дальнейшее наполнение сжатым воздухом исправных
контуров будет производиться только после падения давления в них
вследствие расхода воздуха. Клапаны исправных контуров открываются под
воздействием на диафрагмы давления воздуха, имеющегося в этих контурах,
и давления воздуха в полости под клапанами,
чем облегчается открытие клапанов исправных
контуров. Таким образ-зом, в исправных контурах будет поддерживаться
давление, соответствующее давлению открытия клапана неисправного
контура, а излишки сжатого воздуха будут выходить через неисправный
контур в окружающую атмосферу.
При отказе в работе дополнительного контура давление падает в двух
основных контурах и в полости корпуса. Это происходит до тех пор, пока
не закроется клапан 15 дополнительного контура. При дальнейшем
поступлении воздуха в тройной защитный клапан в основных контурах будет
поддерживаться давление 5,1 кгс/см2, равное давлению открытия клапана 15
дополнительного контура.
В случае прекращения подачи сжатого воздуха в тройной защитный клапан
клапаны 3 и 12 основных контуров закрываются, предотвращая тем самым
падение давления во всех трех контурах.
Давление открытия клапанов регулируется винтами 7, с помощью которых
изменяется преднатяг размещенных в колпаках 2 пружин 5,
9 и 18, воздействующих на диафрагмы через опорные диски 4, 10 и 17.
Доступ к регулировочным винтам открывается при
снятии заглушек 6.