Приборы тормозного привода дизельных
автомобилей ЗИЛ-133
Регулятор тормозных сил пневмопривода дизельных
автомобилей ЗИЛ-133
Предназначен для автоматического регулирования давления сжатого воздуха,
подводимого при торможении к тормозным камерам задней тележки
автомобиля, в зависимости от осевой нагрузки на тележку.
Автоматический регулятор 2 (рис. 11.15) тормозных сил установлен на
кронштейне, закрепленном на поперечине 1 рамы автомобиля.
Рычаг 3 регулятора с помощью тяги 4 соединен через упругий элемент
5 и штангу 6 с балками 8 и 9 мостов задней тележки через компенсаторы
7. Регулятор соединен с мостами таким образом, что перекосы мостов во
время торможения на неровных дорогах и скручивание мостов (вследствие
действия тормозного момента) не отражаются на правильном регулировании
тормозных сил. Длина плеча рычага 3 и положение его при разгруженном
автомобиле подбираются по специальной номограмме (см. рис. 11.37) в
зависимости от хода подвески при нагружении, от соотношения осевых
нагрузок автомобиля в груженом и порожнем состояниях.
Устройство автоматического регулятора тормозных сил показано на рис.
11.16.
При торможении сжатый воздух от тормозного крана подводится к выводу I
регулятора и воздействует на верхнюю часть ступенчатого поршня 2,
заставляяя перемещаться его вниз. Одновременно сжатый воздух по
соединительной трубке 10 поступает под поршень 7, который перемещается
вверх и прижимается к толкателю 3 и шаровой цапфе 6. Последняя находится
вместе с рычагом
4 регулятора в положении, зависящем от нагрузки на тележку. При
перемещении поршня 2 вниз клапан 1 прижимается к выпускному седлу
толкателя 3, вследствие чего вывод II отключается от атмосферного вывода
III При дальнейшем перемещении поршня 2 вниз клапан 1 отрывается от
седла в поршне 2 и сжатый воздух от вывода I поступает в вывод II и
далее к тормозным камерам задней тележки автомобиля.
Одновременно сжатый воздух через кольцевой зазор между поршнем
2 и его нижней направляющей поступает под диафрагму 5, которая начинает
давить на поршень 2 снизу. При достижении на выводе II давления,
отношение которого к давлению на выводе I
соответствует соотношению активных площадей верхней и нижней сторон
поршня 2, последний поднимается до момента посадки клапана I на впускное
седло. Поступление сжатого воздуха из вывода I к выводу
II прекращается. Таким образом осуществляется
следящее действие регулятора. Активная площадь верхней стороны поршня 2,
на которую воздействует сжатый воздух, подведенный к выводу 1, остается
всегда постоянной. Активная площадь нижней стороны поршня, на которую
через диафрагму 5 воздействует сжатый воздух, прошедший в вывод II,
меняется из-за взаимного расположения наклонных ребер
II
Рис. 11.15. Установка регулятора тормозных сил
Рис 11.16. Автоматический регулятор тормозных сил
конуса движущегося поршня и ребер 9 конуса
неподвижного корпуса. Взаимное положение ребер 11 и 9 зависит от
положения рычага 4 и связанного с ним через цапфу 6 толкателя 3. В свою
очередь, положение рычага 4 зависит от прогиба рессор, т. е. от
взаимного расположения балок мостов и рамы автомобиля. Чем ниже
опускается рычаг регулятора и связанные с ним цапфа 6, толкатель
3 и, следовательно, поршень 2, тем большая площадь ребер
II входит в контакт с диафрагмой 5 и тем
больше становится активная площадь поршня 2 снизу. Поэтому при крайнем
нижнем положении толкателя 3 (минимальная осевая нагрузка) разность
давлений сжатого воздуха в выводах I и
II наибольшая, а при крайнем верхнем положении
толкателя 3 (максимальная осевая нагрузка) эти давления выравниваются.
Таким образом, регулятор тормозных сил автоматически поддерживает в
выводе II и в связанных с ним тормозных
камерах давление сжатого воздуха, обеспечивающее тормозную силу
пропорционально осевой нагрузке, действующей во время торможения.
При растормаживании давление в выводе I падает. Поршень 2 под давлением
сжатого воздуха, действующего на него через диафрагму 5 снизу,
перемещается вверх и отрывает клапан 1 от выпускного седла толкателя 3.
Сжатый воздух из вывода II выходит через отверстие толкателя в
атмосферу, отжимая края резинового клапана 8, закрепленного на
соединительной трубке 10.
Упругий элемент 5 (см. рис. 11.15) регулятора тормозных сил предназначен
для предотвращения повреждения регулятора, если перемещение мостов
относительно рамы больше допустимого хода рычага регулятора, а также для
поглощения толчков и вибраций.
Упругий элемент регулятора тормозных сил (рис. 11,17) имеет корпус 1, к
отверстию которого пружиной 2 прижимается пластмассовая шаровая головка
штанги 3. При сильных
толчках и вибрациях, а также при больших
перемещениях мостов штанга, преодолевая усилие пружины, поворачивается в
корпусе. Муфта 4, соединяющая упругий элемент с регулятором тормозных
сил, поворачивается на шаровой головке относительно отклоненной штанги.
После прекращения действия силы, отклоняющей штангу, последняя под
действием пружины возвращается в исходное положение.
Рис. 11.17 Упругий элемент регулятора тормозных сил