Катализатор предназначен для снижения уровня содержания вредных веществ в отработавших газах. Он состоит из имеющего сотовую структуру керамического монолита, покрытого защитным слоем. На защитном слое находятся соли благородных металлов, обеспечивающих процесс очистки ОГ. В корпусе катализатора находится опорный изолятор, который одновременно компенсирует тепловое расширение.
Автомобили с бензиновым двигателем имеют так называемый регулируемый катализатор, хотя в действительности выполняется регулировка состава топливовоздушной смеси и ее дозировка с таким расчетом, чтобы катализатор мог снижать уровень вредных веществ в ОГ. Изменение состава топливовоздушной смеси выполняется на основании сигналов лямбда — зондов (на автомобилях устанавливаются 4 лямбда-зонда). Подогреваемый лямбда-зонд установлен в приемной трубе и там омывается отработавшими газами. Лямбда-зонд представляет собой электрический датчик, основу которого образует трубка закрытого типа, реагирующая на содержание остатков кислорода в ОГ выработкой напряжения не выше одного вольта.
Если в ОГ нет остаточного кислорода, то напряжение лямбда — зондом не вырабатывается. Такие колебания электрического напряжения, поступающие на блок управления двигателем, позволяют ему дать оценку составу топливовоздушной смеси. Блок управления может за доли секунды изменять соотношение топлива и воздуха. Это, с одной стороны, необходимо, потому что меняется нагрузка на двигатель, а с другой стороны, потому что дожигание в катализаторе происходит только тогда, когда в отработавших газах содержится достаточное количество бензина.
В отличие от катализаторов, устанавливаемых на бензиновых двигателях, у автомобилей с дизельным двигателем используются нерегулируемые катализаторы, без лямбда — зонда, потому что в дизельный двигатель поступает больше атмосферного воздуха, чем это необходимо для сжигания топливовоздушной смеси.
1.0 Система выпуск» ОГ. Автомобили с бензиновым двигателем
1 — катализатор
2 — дополнительный глушитель
3 — основной глушитель
4 — выхлопная труба
5 — уплотнительные прокладки
6 — резиновые подушки подвески
1.0а Система выпуска ОГ. Автомобили с дизельным двигателем KJ2.9 TCI
1 — приемная груба
2 — дополнительный глушитель
3 — основной глушитель
4 — выхлопная груба
5 — уплотнительные прокладки
6 — резиновые подушки подвески
1.0б Система выпуска ОГ. Автомобили с дизельным двигателей KJ2.9 TCI Common Rail
1 — приемная труба
2 — катализатор
3 — дополнительный глушитель
4 — основной глушитель
5 — выхлопная труба
6 — уплотнительные прокладки
7 — резиновые подушки подвески
Такой катализатор преобразует содержащиеся в ОГ угарный газ и углеводородные соединения в углекислый газ и воду. Кроме того, он нейтрализует характерный для дизельного двигателя запах сгоревшего топлива.
Высокое содержание окислов азота в отработавших газах снижается в результате действия системы рециркуляции ОГ. Задачей клапана системы рециркуляции ОГ является отвод части отработавших газов назад в камеру сгорания.