КАЗ-606А, КАЗ-608. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ШИН И КОЛЁС

  Главная      Автомобили - КАЗ     Автомобили КАЗ «Колхида» (Батиашвили С.М.) - 1970 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  .. 

 

 

КАЗ-606А, КАЗ-608. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ШИН И КОЛЁС

 


Техническое обслуживание колес и шин заключается в соблюдении правил монтажа, ремонта и ухода за шинами, проверке и поддержании необходимого схождения передних колес, а также в балансировке колес.

Разборка и сборка колес выполняется одним человеком при помощи двух монтажных лопаток из комплекта водительского инструмента и должна производиться на чистом асфальте, бетоне или деревянном полу.

Приемы и последовательность разборки колеса показаны на рис. 913.

Демонтаж шины с обода производят только тогда, когда воздух из нее полностью выпущен. Борта шины с конических полок обода и замочного кольца снимают последовательным отжатием их от закраин обода.

Для демонтажа прямую монтажную лопатку а с плоским концом надо ввести между бортовым кольцом и шиной и отжать покрышку вниз от борта (см. рис. 93, положение 1). В образовавшийся зазор вставить лопатку б с кривым захватом (положение 2), отжать борт шины вниз (положение 3), сдвинув его с конической полки замочного кольца. Продолжать последовательно эту операцию по всей окружности покрышки и снять таким образом борт покрышки с посадочной поверхности кольца. Ввести конец прямой лопатки в прорезь замочного кольца и отжать один конец кольца из замочной канавки (положение 4). Затем посредством лопатки с кривым захватом приподнять замочное кольцо вверх (положение 5) и ввести под торец замочного кольца конец прямой лопатки (положение 6). Удерживая кольцо рукой, с помощью прямой лопатки выжимать замочное кольцо, пока оно полностью не выйдет из канавки (положение 7). Перевернуть колесо и снять второй борт покрышки с конической полки обода с помощью обеих лопаток (положение 8).

Поставить колесо в вертикальное положение, выдвинув обод из шины до упора вентильного паза в вентиль камеры, утопить вентиль и вынуть обод колеса из шины.

 

 

 

 

Рис. 93. Приемы и последовательность разборки колеса: а — монтажная лопатка с плоским концом; б — монтажная лопатка с кривым захватом

 

 

 

Перед монтажом колеса должны быть тщательно вычищены и высушены. Ободья и диски колес не должны иметь каких-либо механических повреждений.

Не допускается монтаж шин на ободья, имеющие ржавчину, особенно на конических полках, так как ржавчина разъедает посадочные поверхности бортов шин.

Грязь, ржавчина увеличивают размеры посадочных полок обода, что приводит к перенапряжению крыльев покрышки, которая устанавливается на борт с натягом.

Припудрить тальком внутреннюю часть покрышки и камеру, проверить состояние ободной ленты, которая должна быть чистой, без складок и разрывов (ширина ободной ленты 170 мм).

Монтаж шины на колесо выполнять в такой последовательности. Вложить камеру н ободную ленту в покрышку. Положить колесо на пол замочной частью кверху и наложить на него с некоторым на-

клоном собранную шипу таким образом, чтобы вентиль мог попасть в вентильный паз. Затем несколько приподнять шину со стороны вентиля и надеть ее противоположную сторону на обод. При этом проверить положение ободной ленты, чтобы не допустить ее перемещения относительно бортов покрышки.

Надеть на обод бортовое кольцо, вставить в замочную канавку замочное кольцо стороной, противоположной разрезу, и ногами постепенно вдавить его в канавку до полной посадки.

Поместить колесо в защитное ограждение, а если его нет, повернуть колесо бортовым кольцом вниз, или к стене или вставить в отверстие диска монтажную лопатку так, чтобы ее концы выступали над замочным кольцом (рис. 94). Подкупать шину до давления 0,5-—0,6 кГ/см2, обеспечивающего заход борта покрышки по всей окружности на кромку замочного кольца. Если в некоторых местах произойдет упор борта покрышки в замочное кольцо, добиться нужной посадки легкими ударами молотка по наружному скосу замочного кольца.

Еще раз подкачать шину до давления воздуха 1,5 кГ/см2 и убедиться в плотной посадке покрышки по всей окружности на замочное кольцо. Затем накачать шину до рекомендованного внутреннего давления воздуха и навернуть на вентиль колпачок.

Срок службы шин в значительной мере зависит от ухода за ними, от соблюдения правил движения автомобиля н состояния его ходовой части.

При осмотрах и обслуживании автомобиля надо проверять состояние шнн и давление воздуха в них, плотность затяжки гаек колес.

Покрышки не должны иметь повреждений и местных вздутий. Поврежденные шины необходимо сдать в ремонт, так как даже незначительное повреждение покрышки при дальнейшей эксплуатации может привести ее к полной негодности.

Давление воздуха в шине проверяют только манометром. Никакие другие способы определения давления (например, на глаз по осадке шины, по звуку при ударе о шину) недопустимы, так как не дают точных данных о давлении воздуха в тине. Проверять давление в шинах следует после того, как они остынут; нельзя выпускать воздух нз нагретых шин для уменьшения в них давления до нормального. Повышение или понижение давления воздуха в шине против нормы существенно снижает ее пробег. Поэтому не следует ездить на шинах с пониженным давлением даже на небольшие расстояния. Тем более нельзя двигаться на спущенных шинах.

Проверку затяжки крепления гаек колес необходимо проводить с особой тщательностью на новом автомобиле. При слабой затяжке гаек разрабатываются отверстия в диске колеса и колесо приходит в негодность. Для подтяжки гаек крепления внутреннего колеса следует отвернуть наружные гайки. Подтяжку гаек надо производить крест-накрест в два-три приема.

Для равномерного износа шин через 5000—6000 км пробега рекомендуется производить их перестановку в соответствии со схемой, показанной на рис. 95.
 

 

 

Рис 94. Установка монтажной лопатки при накачке шины

 

 

 

При установке покрышек с грунтозацепами на протекторе типа «елка» необходимо монтировать их в соответствии с указателем (стрелкой) на боковине. На задних колесах все шины должны иметь одинаковый рисунок. Такая установка шин обеспечивает наилучшее сцеплеиие их с дорогой на мягких грунтах и уменьшает сопротивление качению при движении по дорогам с твердым покрытием. Вентиль каждой шины должен иметь колпачок.

Кроме того, для сохранения шин и колес при эксплуатации автомобиля необходимо:

предохранять шины от попадания на них топливо-смазочных материалов, а о случае попадания промыть шины горячей водой и насухо протереть их;

соблюдать правила вождения автомобиля; избегать резкого разгона и торможения, движения юзом, снижать скорость при преодолении неровностей дороги, не делать резких поворотов на большой скорости, не задевать боками покрышек за края тротуара;

не перегружать автомобиль, а грузы закреплять в полуприцепе;

надевать цепи противоскольжения только в случаях действительной необходимости и обязательно на оба ведущих колеса, не допускать движения с цепями противоскольжения по дорогам с твердым покрытием;

проверять в соответствии со сроками технического обслуживания углы установки шкворней и передних колес, предельные углы поворота колес, состояние рессор и их крепление.

Запрещается стоянка автомобиля на спущенных шинах. При стоянках более десяти дней автомобиль надо поставить на подставки так, чтобы разгрузить шины.

Балансировку передних колес выполняют для уменьшения вибрации передней оси, особенно проявляющейся на высоких скоростях движения автомобиля-тягача КАЗ-608.

Балансировку колес производят на специальной установке. Дисбаланс устраняют грузами 1 (рис. 96) заводского изготовления. К грузу 1 приклепана пластинчатая пружина 2, которая зажимается давлением воздуха в шине между бортовым кольцом и бортом покрышки. Количество грузов, рекомендуемых заводом для устранения дисбаланса различной величины, приведено в табл. 19.

Колеса, дисбаланс которых не удается устранить пятью грузами, на передней оси устанавливать нельзя.

Проверку балансировки колеса и устранение дисбаланса непосредственно на автомобиле выполняют в такой последовательности. С помощью домкрата

поднимают испытываемое колесо и снимают его со ступицы. Затем снимают
крышку ступицы (см. рис. 85), отвертывают контргайку и гайку, вынимают наружный подшипник и снимают ступицу вместе с тормозным барабаном с поворотной цапфы. Из ступицы и подшипников удаляют смазку и промывают их, после чего аккуратно выпрессовывают сальник ступицы.

 

 

Рис. 95. Схемы перестановки шин:
с —КАЗ-608; б — КАЗ-606А

 

 

 

 

Рис. 96. Установка балансировочного груза на колесе

 

 

 



Ступицу устанавливают на поворотную цапфу и затягивают гайкой подшипники так, чтобы ступица свободно вращалась, не имея осевого люфта. На ступицу устанавливают проверяемое колесо и равномерно закрепляют его четырьмя гайками. При этом давление
воздуха в шине снижают до 0,2—0,3 кГ/см2.

Поворачивают колесо меньше, чем на пол-оборота и отпускают. Под действием дисбаланса колесо повернется на цапфе и остановится в определенном положении, при котором центр тяжести колеса располагается внизу на одной вертикали с центром вращения. В этом положении на бортовое кольцо в наивысшей его точке устанавливают первый груз. Затем колесо поворачивают на 90°

в обе стороны так, чтобы установленный груз совместился с горизонтальной плоскостью колеса.

Если после этого колесо не будет поворачиваться, то балансировку на этом заканчивают.

Если после поворота на 90° под действием дисбаланса колесо будет поворачиваться и груз вновь займет наивысшее положение, то рядом с ним устанавливают второй груз и проверяют балансировку.

Последующие грузы устанавливают симметрично относительно первого. Когда после установки очередного груза колесо останавливается грузами вниз, то последний установленный груз снимают и на этом балансировку заканчивают.

Для надежного закрепления установленных грузов надо монтажной лопаткой отодвинуть борт покрышки и в образовавшийся зазор вдвинуть пружину груза, нажимая на него деревянным предметом вплоть до плотной посадки. Не допускается установка груза ударами по нему или пружине молотком.

После окончания балансировки шину накачивают до нормального давления, благодаря которому пружины грузов надежно зажимаются между бортовым кольцом колеса и шиной. Колесо снимают с поворотной цапфы, сальник запрессовывают иа место, в ступицу набивают смазку. Колесо вновь устанавливают па поворотную цапфу, закрепляя его всеми восемью гайками.

При необходимости демонтажа колеса со ступицы надо заметить их взаимное положение, чтобы при последующем монтаже не нарушать балансировки.

Запасное колесо также подлежит балансировке- Для его равномерного износа наравне с другими колесами передней оси при перестановке следует пользоваться рекомендациями, приведенными на рис. 96. а. Небалансированные колеса автомобиля КАЗ-606А переставляют в соответствии с рекомендациями рис. 96, б.
 

 

Таблица 19

Дисбаланс колеса в сборе с шиной, кГсм

Количество уста- на вливаемых грузов

От 3,0 до 7,5

1

» 7,5 » 12,0

2

» 12,0 » 16,5

3

» 16,5 » 21,0

4

» 21,0 » 25,0

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  ..