Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной
циркуляцией охлаждающей жидкости (рис. 51).
При работающем двигателе водяной насос 5 подает охлажденную в радиаторе
жидкость в водораспределительную трубу 4, установленную в блоке
цилиндров. В водораспределительной трубе выполнен ряд отверстий, через
которые охлаждающая жидкость подводится к наиболее нагретым участкам
каждого цилиндра.
Из рубашки охлаждения блока жидкость поступает в рубашку охлаждения
головки цилиндров и выходит из нее в патрубок, соединенный шлангом с
верхним бачком радиатора 1. В патрубке головки цилиндров установлен
термостат 3, регулирующий интенсивность циркуляции охлаждающей жидкости
через радиатор.
При холодном двигателе клапан термостата закрыт и жидкость из головки
цилиндров направляется в рубашку охлаждения компрессора 2, и, пройдя ее,
возвращается в водяной насос, чем ускоряется прогрев двигателя.
Когда двигатель полностью прогрет, клапан термостата открыт и жидкость
поступает в радиатор, где охлаждается проходящим через него потоком
воздуха. При этом часть жидкости, по-прежнему минуя радиатор,
направляется для охлаждения компрессора.
Если включен отопитель кабины, то некоторая часть охлаждающей жидкости
поступает в радиатор отопителя, пройдя который, возвращается к водяному
насосу.
Перед радиатором установлены жалюзи, регулирующие количество воздуха,
проходящего через радиатор. Положение створок жалюзи изменяется при
помощи привода из кабины водителя.
Система охлаждения заправляется охлаждающей жидкостью через патрубок
верхнего бачка радиатора. Слив охлаждающей жидкости из системы
производится через два крана, один из которых расположен на блоке
цилиндров, а другой — на нижнем патрубке радиатора.
Контроль за температурой охлаждающей жидкости осуществляется с помощью
электрического указателя температуры, датчик которого ввернут в головку
цилиндров.
Рис. 51. Схема системы охлаждения двигателя
КАЗ-606А