Пусковой подогреватель (рис. 50). На автомобилях
КАЗ-608 может быть установлен пусковой подогреватель, обеспечивающий
разогрев двигателя перед пуском при низких температурах окружающего
воздуха. Пусковой подогреватель постоянно включен в систему охлаждения и
работает на топливе, применяемом для двигателя, подогревая охлаждающую
жидкость, а также масло в картере двигателя.
Котел 18 подогревателя неразборной конструкции, состоит из четырех
цилиндров, расположенных друг в друге и образующих центральную жаровую
трубу (камеру сгорания), газоход и две жидкостные рубашки. Жидкостные
рубашки котла соединены между собой, с наливной воронкой 3 и рубашками
охлаждения блока цилиндров.
В нижней части котла имеются сливной краник 17 и направляющий лоток 16,
по которому горячие газы направляются на стенки поддона картера. Камера
сгорания при помощи патрубка и гофрированного шланга 13 соединяется с
вентилятором, закрепленным на валу электродвигателя 5 и обеспечивающим
подачу воздуха в камеру сгорания. Вентилятор с электродвигателем
установлен на переднем торце блока цилиндров.
Рис. 50. Пусковой подогреватель двигателя
КАЗ-608: а — схема; б — электромагнитный клапан;
Топливо для работы пускового подогревателя заливают
в бачок
1 (емкостью 2,7 л), откуда оно при открытом кране 4 самотеком поступает
к регулятору подачи топлива 7.
Регулятор подачи топлива служит для равномерной подачи топлива в камеру
сгорания и состоит из поплавковой камеры с поплавком 32, запорным
игольчатым клапаном 25 и жиклером 27, регулировочной иглы 26 и
электромагнитного запорного клапана.
Электромагнитный клапан предназначен для пропуска топлива из топливной
камеры регулятора в камеру сгорания котла при работе подогревателя и для
быстрого перекрытия подачи топлива при выключении подогревателя.
Электромагнитный клапан состоит из корпуса 31, якоря 28 в сборе с
резиновым уплотняющим клапаном, электромагнита 30, прикрепленного вместе
со стаканом 29 к корпусу регулятора. Когда подогреватель включен,
электрический ток поступает в обмотку электромагнита и создает магнитное
поле, под действием которого якорь 28 втягивается в электромагнит и
клапан открывает отверстие для прохода топлива в камеру сгорания. При
прекращении подачи тока в электромагнит якорь вместе с клапаном
перемещается под действием пружины и клапан перекрывает поступление
топлива в камеру сгорания котла.
Количество топлива, поступающего в камеру сгорания котла, регулируют
иглой 26, изменяя проходное сечение топливного канала регулятора. Для
нормальной работы подогревателя количество топлива, подаваемого в котел,
должно быть таким, чтобы сгорание топлива происходило без дыма и копоти,
а пламя чуть показывалось из направляющего лотка котла.
Пульт управления 21 подогревателем имеет переключатель 23
электромагнитного запорного клапана и электродвигателя вентилятора,
контрольную спираль 22 свечи накаливания, включатель 54
свечи накаливания и кнопочный биметаллический
предохранитель. Переключатель 23 пульта управления имеет три положения:
кнопка вдвинута до отказа — положение 0 (все электрические приборы
подогревателя выключены);
кнопка выдвинута на половину хода — положение I (включен
электродвигатель вентилятора);
кнопка вытянута полностью — положение II (включены электромагнитный
клапан регулятора подачи топлива и электродвигатель вентилятора).
Для пуска подогревателя необходимо включить свечу накаливания, переводя
ее включатель на пульте управления в положение Включено. В цепь свечи
включено дополнительное сопротивление в виде металлической спирали 22 По
накалу спирали судят о работе свечи. Как только свеча накаливания
разогреется проходящим через нее током (при этом контрольная спираль на
пульте управления разогревается до светло-красного свечения), открывают
электромагнитный клапан и включают вентилятор, поставив кнопку
переключателя 23 на пульте во II положение. Через некоторое вре-мя в
котле будут слышны хлопок и гудение, свидетельствующие о воспламенении
горючей смеси от свечи накаливания. После наступления устойчивого и
ровного горения свечу накаливания выключают и дальнейшее воспламенение
горючей смеси обеспечивается от пламени в камере сгорания работающего
подогревателя.
Пламя и горячие газы, проходя через газоходы котла, нагревают через
стенки жидкость, а выйдя из котла через направляющий лоток, подогревают
также масло в картере двигателя.
Жидкость, нагретая в котле подогревателя, поступает благодаря
термосифонному эффекту в рубашку охлаждения блоков цилиндров, отдает там
тепло и возвращается в котел.