Водяной насос (рис. 46) — центробежного типа,
производительностью 240 л/мин при 2800 об/мин коленчатого вала,
установлен на переднем верхнем торце блока двигателя и крепится к нему
четырьмя болтами. Корпус состоит из двух частей — чугунного корпуса 1
подшипников и алюминиевого корпуса 5 крыльчатки, соединенных шпильками.
Между корпусами ставится уплотнительная прокладка 4.
Вал 14 насоса вращается в двух шариковых подшипниках 11 и 13, снабженных
сальниками, служащими для удержания смазки в подшипниках и защиты их от
загрязнения, а также охлаждающей жидкости. Передний подшипник 13
удерживается в корпусе стопорным кольцом, а на валу закреплен между
распорной втулкой
12 и разрезной конической втулкой 15. Задний
подшипник закреплен только на валу стопорным кольцом, установленным в
проточке вала.
Смазка к подшипникам насоса подается через масленку 3 до полного
заполнения полости корпуса между подшипниками. Смазку в полость между
подшипниками подают до появления свежей смазки из контрольного
отверстия, предварительно вывернув из него пробку 2.
Место выхода вала из корпуса подшипников
уплотняется само-поджимным сальником, состоящим из графитизнрованной
текстолитовой уплотнительной шайбы 8, резинового сальника 7, пружины,
прижимающей шайбу к торцу корпуса подшипников, и двух обойм пружины. Для
удержания деталей сальника в крыльчатке служит обойма 9.
Выступы шайбы 8 входят в пазы ступицы крыльчатки 6, что обеспечивает
вращение шайбы и других деталей сальника вместе с крыльчаткой. При этом
уплотнительная шайба 8 постоянно прижимается пружиной к обработанному
торцу корпуса подшипников, не позволяя охлаждающей жидкости перетекать к
подшипникам. Резиновый сальник, плотно прилегая к валу насоса,
препятствует утечке жидкости через зазор между шайбой и валом. При
повреждении или сильном износе сальника охлаждающая жидкость проходит
через кольцевой зазор между валом и корпусом и вытекает наружу через
контрольное отверстие б. При вытекании жидкости через контрольное
отверстие его нельзя закрывать, так как это приведет
к вымыванию смазки из подшипников и их повреждению.
В этом случае насос необходимо снять с двигателя, разобрать и устранить
неисправности.
Пластмассовая крыльчатка 6 насоса имеет металлическую ступицу и крепится
на валу без шпонки. На конце вала имеется лыска, а на ступице крыльчатки
-— отверстие соответствующей конфигурации, что препятствует
проворачиванию крыльчатки на валу. От осевого смещения крыльчатка
удерживается болтом, ввернутым в вал. На переднем конце вала установлена
ступица 16 шкива привода вентилятора и водяного насоса. Ступица
закреплена на валу при помощи разрезной конусной втулки 15, шпонки и
гайки со шплинтом. Вентилятор вместе с трехручьевым шкивом 18 крепится к
ступице 16 болтами.