КАЗ-606А, КАЗ-608. Ремонт водяного насоса
двигателя
Характерной неисправностью, появляющейся
после значительного пробега автомобилей, является течь охлаждающей
жидкости из водяного насоса. Течь охлаждающей жидкости через контрольное
отверстие 6 (см. рис. 46 и 52) корпуса насоса обычно указывает на износ
или разрушение сальника.
Для снятия насоса с двигателя предварительно следует снять вентилятор и
ослабить натяжение ремней его привода. Затем отвернуть болты крепления
насоса к блоку цилиндров и спять насос, стараясь не повредить прокладку
между корпусом насоса и блоком. Перед разборкой насоса следует проверить
радиальный и осевой люфты вала насоса.
Разборку водяного насоса двигателя КАЗ-608 для замены сальника следует
производить в следующем порядке: отвернуть ключом гайки шпилек крепления
корпуса 5 крыльчатки (см. рис. 46) к корпусу подшипников, разъединить
корпусы, слегка постукивая по ним молотком; снять прокладку, осторожно
отделяя ее отверткой от корпуса; отвернуть болт крепления крыльчатки 6
на валу 14 насоса и сиять при помощи съемника крыльчатку. Затем при
помощи отвертки снять обойму 9 п разобрать сальник. Осмотреть детали
сальника и при необходимости заменить изношенные.
Полную разборку водяного насоса двигателя КАЗ-608 рекомендуется
производить в такой последовательности: расшплинтовать ганку крепления
ступицы 16, ввернуть в ступицу два болта и, придерживая ступицу воротком
или от верткой, отвернуть ганку и сиять ступицу с вала; ступицу лучше
снимать при помощи специального съемника; после снятия ступицы с вала
снять конусную втулку 15 и шпонку; затем отвернуть гайки шпилек
крепления корпуса крыльчатки к корпусу подшипников, снять корпус
крыльчатки и крыльчатку вместе с сальником; снять замочное кольцо
переднего подшипника 13 и вал вместе с подшипниками выпрессовать из
корпуса 1; закрепив вал насоса в тисках, снять стопорное кольцо и
отражатель 10, защищающий задний подшипник 11, после чего спрессовать с
вала подшипники.
В насосе изнашиваются подшипники, отверстия в корпусе под подшипники и
вал насоса. Диаметр отверстия в корпусе под передний подшипник 61,990—
62,020 мм, под задний — 46,992—47,018 мм. При увеличении диаметра
переднего отверстия более 62,05 мм, а заднего белее 47,05 мм корпус
подшипников должен быть заменен или отремонтирован постановкой втулок.
Диаметр вала насоса 16,988—47,000 мм. Ширина шпоночной канавки должна
быть .3,945—3,990 мм; если ширина канавки более 4,02 мм. вал необходимо
заменить. Изгиб вала должен быть не более 0,03 мм.
Разборку водяного насоса двигателя КАЗ-606А (см. рис. 52) необходимо
производить в следующем порядке: отвернуть болты крепления крышки и
снять ее с корпуса вместе е прокладкой; расшплинтовать гайку 5 и
отвернуть ее, удерживая вал насоса от проворачивания за крыльчатку,
смять при помощи
болтов-съемников или специального съемника ступицу
вентилятора, конусную втулку 2 и шпонку 6, после чего вынуть стопорное
кольцо переднего подшипника; выпрессовать при помощи пресса вал насоса
вместе с крыльчаткой и сальником, а затем выпрессовать из корпуса
подшипники и вынуть отражатель; снять с вала пружинное кольцо отражателя
и замочное кольцо сальника, затем текстолитовую шайбу, резиновую
манжету, обоймы манжеты и пружину: если необходимо сменить крыльчатку,
то следует выбить штифт крепления крыльчатки н спрессовать ее с вала.
Диаметр отверстий в корпусе насоса под передний подшипник 46,992— 47,018
мм, под задний — 39,980—40,000 мм. При диаметре отверстий корпуса насоса
под передний подшипник более 47,05 мм и под задний подшипник более 40,04
мм корпус насоса следует заменить.
Диаметр вала насоса 17,012 — 17,030 мм. Изгиб вала должен быть не более
0,030 мм. Ширина шпоночной канавки — в пределах 3,945—3,990 мм
при ширине канавки более 4,02 мм вал следует
заменить.
Сборку водяного насоса двигателя КАЗ-606А целесообразно производить в
такой последовательности: напрессовать на вал крыльчатку и закрепить ее
штифтом; установить в гнезде крыльчатки детали сальника и закрепить их
замочным кольцом; надеть на вал пружинное кольцо отражателя, посадив его
в кольцевое углубление вала; установить вал в корпус насоса, надеть на
вал отражатель и запрессовать задний подшипник; поставив распорную
втулку, запрессовать передний подшипник и установить замочное кольцо;
проверить легкость вращения вала насоса; установить в паз вала шпонку,
надеть конусную втулку и установить на нее ступицу шкива, закрепив
гайкой; установить крышку насоса с прокладкой на корпус.