Пластинчатый поглощающий аппарат
железнодорожного транспорта
На подвижном составе, поставленном в СССР из-за границы, имеются
поглощающие аппараты других типов.
Один из них — американский пластинчатый пружинно-фрикционный аппарат
грузового типа (фиг. 51) состоит из корпуса 1, трёх цилиндрических витых
пружин 2, 3, 4, входящих одна в другую, нижней шайбы 5, центрального
нажимного клина 6, двух фрикционных клиньев 7, двух неподвижных пластин
8, двух подвижных пластин 9, двух вкладышей 10, нажимной плиты 11 и
пустотелого стержня 12 с фигурной головой.
При сжатии аппарата усилие, приложенное к центральному нажимному клину
6, передаётся через его скошенные нижние поверхности обоим фрикционным
клиньям 7 и одновременно торцу стержня 12. При движении центрального
клина внутрь корпуса оба фрикционных клина перемещаются относительно
неподвижных пластин 8, преодолевая сопротивление трения.
Фрикционные клинья опираются на верхнюю часть нажимной плиты 11 и через
неё сжимают наружную 2 и среднюю 3 пружины. Внутренняя пружина 4 при
этом также сжимается в результате движения стержня 12, заплечики
которого опираются на верхний обрез этой пружины.
Фрикционные клинья 7, нажимая боковыми поверхностями на неподвижные
пластины 8, зажимают между ними и вкладышами 10 подвижные пластины 9.
Подвижные пластины приходят в движение тогда, когда их верхний обрез
станет в одной плоскости с верхней поверхностью центрального нажимного
клина.
При дальнейшем сжатии аппарата работа трения происходит на поверхностях
подвижных пластин и фрикционных клиньев.
При снятии нагрузки с аппарата внутренняя пружина 4
с помощью стержня выжимает центральный нажимной клин и тем самым
освобождает его от зажатия. Фрикционные клинья и подвижные пластины
возвращаются в своё первоначальное положение
наружной и средней пружинами с помощью нажимной плиты.
Пришедшие в негодность такие аппараты не
ремонтируются, а заменяются типовыми отечественными.
Изъятые из эксплуатации пластинчатые поглощающие аппараты разбираются
следующим образом.
Аппарат устанавливается под прессом и через специальную П-образную
прокладку производится вжатие выступающих концов подвижных пластин
внутрь корпуса.
Вжатие пластин производится до тех пор, пока отверстия, имеющиеся в
нажимной плите, стержне и стенках корпуса, не совпадут. В эти отверстия
пропускается специальная чека, удерживающая пружины в сжатом состоянии.
После этого аппарат освобождается от нагрузки и вынимаются детали,
размещённые в верхней части корпуса.
Первыми из корпуса вынимают обе подвижные пластины
9, затем оба вкладыша 10 из углублений в стенках корпуса и оба
фрикционных клина 7. Неподвижные пластины 8 смещают вплотную к
центральному нажимному клину 6 и поворотом всех трёх деталей вместе
выводят боковые выступы пластин и клина из пазов в стенках корпуса,
после чего эти детали легко вынимаются.
Вторичным нажатием пресса на нажимную плиту и стержень через специальную
прокладку производят дополнительное сжатие пружин, чем освобождают чеку
и вынимают её.
После выемки чеки снимают нагрузку, в результате чего пружины
расправляются и все оставшиеся детали легко вынимаются из корпуса.