Электрическая схема роторных снегоочистителей
(ЭСО-3, БРС)
Для приведения в рабочее состояние
снегоочистителя нужно выполнить электрическое соединение силовых
кабелей и проводов управления, сигнализации и защиты, идущих с
тепловоза к проходным изоляторам и штепсельному разъему
снегоочистителя с маркировкой: +22Г1, +22Г2, —13Г1, —13Г2, +
240, -140, 257, 258а, 1110, 1100, 1102, 1112, 123, 220, 141,
143, 144, 146 и 241. При работе с тепловозом ТЭЗ кабели с
номерами 123 и 220 к снегоочистителю не подключают.
В обеих секциях тепловоза, в шкафах, установленных на задних
стенках высоковольтных камер при его переоборудовании для работы
с путевыми машинами, рубильники и переключатели с ручным
приводом переводятся из положения «Поездной режим» в «Снеговой
режим и ЩОМ». В положении «Снеговой режим и ЩОМ» независимые
обмотки возбуждения возбудителей генераторов тепловоза будут
соединены последовательно с регуляторами возбуждения РВ1 (секция
А — тепловозов ТЭ2 и ТЭЗ) и РВ2 (секция Б — тепловоза ТЭ2 или
ТЭЗ), что позволит регулировать напряжение на выводах тяговых
генераторов тепловоза из кабины управления снегоочистителя от 0
до 700 В.
После переключения силовых рубильников и переключателей в
«Снеговой режим и ЩОМ» силовые выводы обоих тяговых генераторов
тепловоза ТЭ2 будут подключены к кабелям +22Г1, +22Г2,
— 13Г1, -13Г2, 123 и 220.
При работе с тепловозом ТЭЗ тяговый генератор секции Б
подсоединяется к последовательно соединенным тяговым
электродвигателям обеих секций, а тяговый генератор секции А — к
электродвигателям рабочих органов снегоочистителя (кабели +22Г1,
— 13Г1). Цепи управления, освещения и сигнализации
снегоочистителя при таком переключении рубильников и
переключателей на тепловозе получат питание от аккумуляторной
батареи тепловоза напряжением 75 В.
Машинист тепловоза держит связь с машинистом снегоочистителя при
помощи свето-звуковой сигнализации — сигнализатора. Сигнализатор
имеет три лампочки (красного, зеленого и желтого цветов),
соединенные последовательно с тремя аналогичными лампочками —
JICB, JIC9, ЛС10 на пульте управления снегоочистителя и звуковой
сигнал 3в1 (см. рис. 49). После выполнения описанных выше
подключений машинист снегоочистителя дает команду машинисту
тепловоза на запуск дизелей обеих секций тепловоза и после их
запуска включает выключатель ВУ на пульте управления (см. рис.
47, поз. 30).
Рукоятки регуляторов возбуждения тяговых генераторов РВ1, РВ2
должны находиться в нулевом положении (повернуты против часовой
стрелки до упора), а двери станции управления быть закрыты. В
этом случае контакты микропереключателей РВ1 (А), РВ2 (Б), ДБ1 и
ДБ2 будут замкнуты и подготовят цепь питания катушек контакторов
К1, К2.
Включение выключателя ВУ приведет к
включению контактора КЗ, который своими замыкающими контактами
29—39 подаст напряжение на шунтовые обмотки НОВ (см. рис. 44)
электродвигателей, а контактами 41—52 (см. рис. 46) включит
сигнальную лампочку J1C1 на пульте управления.
Обмотки НОВ электродвигателей МВР1, МВР2, МНП, МГ и ГТД получат
питание напряжением 75 В по проводам 140 и 240 через диоды ДЗ,
Д4. При появлении напряжения на обмотках НОВ, когда через
катушки реле минимального тока РМТ1...РМТ5 будут протекать токи,
составляющие не менее 85% номинального тока возбуждения каждого
из указанных выше электродвигателей, реле сработают и своими
замыкающими контактами замкнут цепь 45—50 (см. рис. 46) питания
катушек контакторов Kl, К2. Контакторы К1 и К2 включатся и
подготовят своими контактами: 43—51 — цепь шунтировки
контакторов реостатов РВ1, (А), РВ2 (Б); 79— 80 — цепь питания
катушек вентилей контакторов К13, К14; 91— 1110 (см. рис. 45) —
цепь шунтировки резистора RA, а контактами 1101—1100 — цепь
шунтировки резистора R5. С этого момента начинают прогреваться
независимые обмотки (НОВ) возбуждения электрических машин
снегоочистителя.
После включения выключателя ВУ и загорания лампочки J1C1
машинист снегоочистителя нажатием кнопок Кн4 или Кн5 и КнП2
подготавливает к включению в нужном направлении электродвигатели
привода выбросного ротора МВР1 и МВР2 и верхнего питателя МВП,
якорь которого включается контактором К9 (см. рис. 43), а его
независимая обмотка возбуждения — контактором КЮ (см. рис. 44).
Якоря электрических машин снегоочистителя подключаются к
питающей линии +22Г1, +22Г2, —13Г1, —13Г2 включением линейных
контакторов К13, К14 при нажатии кнопки КнПЗ («Общий») на пульте
управления (см. рис. 46).
При работе с тепловозом ТЭ2, после включения линейных
контакторов К13, К14, машинист тепловоза по команде, полученной
от машиниста снегоочистителя, переводит с выдержкой времени на
каждой позиции рукоятку контроллера на 7-ю позицию (при работе с
тепловозом ТЭЗ — на 13-ю позицию) и звуковым сигналом сообщает
об этом на снегоочиститель. Получив сигнал, машинист
снегоочистителя, ориентируясь на показания вольтметров VI и V2
(см. рис. 43).плавно вращая маховички регуляторов РВ1 и РВ2,
постепенно увеличивает напряжение, снимаемое с тяговых
генераторов обеих секций, что приводит к плавному увеличению
частоты вращения питателей, выбросного ротора,
мотор-генераторной группы МГ-\-ГТД и возбудителя В.
По достижении на выводах возбудителя В напряжения 75—80 В через
вентили Д1, Д2 (см. рис. 44) обмотки возбуждения всех
электрических машин автоматически переключатся на возбуждение от
собственного возбудителя В. Начиная с этого момента, плавно
вращая рукоятки регуляторов возбуждения, РВ1 и РВ2, ориентируясь
на показания вольтметров VI, V2 и V3, машинист снегоочис-
тителя доводит напряжение до 600—700 В
(вольтметры VI и V2), а напряжение возбудителя — до 110 В
(вольтметр V3). Вентили ДЗ, Д4 перекроют путь поступления
напряжения от возбудителя В в цепь тепловоза с напряжением 75 В.
На этом заканчивается процесс запуска рабочих органов
снегоочистителя.
При работе с тепловозом ТЭ2 управление передвижением
снегоочистителя выполняют плавным вращением рукоятки регулятора
РВГТД (см. рис. 44). При этом изменяется возбуждение генератора
ГТД, а следовательно, и напряжение, подаваемое этим генератором
на тяговые двигатели тепловоза. Регулятор РВГТД расположен в
кабине управления справа от пульта. При работе с тепловозом ТЭЗ
рукоятку переключателя ПУ (см. рис. 44 и 46), расположенного на
станции управления (см. рис. 48), устанавливают в положение П.
Порядок подготовки к запуску и запуск рабочих органов
снегоочистителя в этом случае такие же, как и при работе с
тепловозом ТЭ2. Разница состоит лишь в том, что при работе с
тепловозом ТЭЗ все рабочие органы снегоочистителя получают
электроэнергию от одной секции А тепловоза, возбуждение тягового
генератора которой изменяется регулятором РВ1. Регулятор РВ2
служит для управления возбуждением генератора секции Б, который
питает все тяговые электродвигатели обеих секций тепловоза ТЭЗ.
Мотор-ге-нераторная группа МГ-\-ГТД в этом случае не
используется.
Если в процессе уборки снега произойдет перегрузка выбросного
ротора или питателей, срабатывает соответствующее реле
максимального тока PM I...РМЗ, которое, разомкнув свой
размыкающий контакт в цепи втягивающей катушки контакторов Kl 1
(при работе с тепловозом ТЭ2) или К12 (при работе с ТЭЗ),
выключит их. При этом напряжение на тяговых генераторах ГТД или
секции Б тепловоза ТЭЗ будет резко снижено, так как
последовательно с регулятором РВ ГТД включится резистор R3
сопротивлением 1000 Ом, а последовательно с регулятором РВ2
включится резистор R4 с таким же сопротивлением. До этого
резисторы R3 и R4 были зашунтированы замыкающими контактами
контакторов КИ (29—37) и К12 (1111— 91) сразу же после включения
линейного контактора К13.
Резкое снижение напряжения на выводах тягового генератора ГТД
при работе с тепловозом ТЭ2 или на выводах тягового генератора
секции Б тепловоза ТЭЗ приведет к прекращению подачи
снегоочистителя в снежный забой. Прекращение подачи машины в
забой через некоторое время приведет к снижению нагрузки
перегрузившегося рабочего органа и его приводного
электродвигателя (МВР1, МВР2, МВП или МНП), возвращению
контактов реле РМ1 ...РМЗ в исходное положение и повторному
включению контактора К11 или К12, что автоматически приводит в
движение и подает в забой тепловоз со снегоочистителем.
Описанный процесс работы будет повторяться каждый раз в случае
кратковременной перегрузки электродвигателей привода выбросного
ротора и питателей (при увеличении тока выше 750 и 400 А
соответственно).
При возникновении длительных перегрузок рабочих органов, или при
коротком замыкании в силовых цепях, сработает реле
макси-мального тока РМ, расположенное в секции А тепловоза ТЭЗ
или в обеих секциях тепловоза ТЭ2, которое своим размыкающим
контактом по проводам 257—258а снимает напряжение с втягивающих
катушек линейных электропневматических контакторов К13 и К14.
Контакторы выключатся и отключат все приводные электродвигатели
снегоочистителя от генератора (генераторов) тепловоза.
Выключение контакторов К13, К14 приведет к возврату схемы цепей
управления (см. рис. 46) в исходное положение.
Для подготовки схемы снегоочистителя к повторному запуску после
устранения причин, вызвавших аварийное отключение, нужно
рукоятки регуляторов РВ1, РВ2, Г В ГТД поставить в нулевое
положение, выключатель ВУ на короткое время выключить и снова
включить, а затем нажатием на кнопки управления подготовить к
пуску в нужном направлении выбросной ротор, питатели и привод
генератора тяговых двигателей тепловоза. Повторный запуск и
приведение в движение снегоочистителя выполняются аналогично
описанному выше.
При обрыве цепи питания независимой обмотки возбуждения любого
из электродвигателей срабатывает реле минимального тока РМТ1
(РМТ2...РМТ5) и разрывает цепь питания катушек Kl, К2,
отключение которых приводит к разбору электрической схемы и
отключению электродвигателей от генератора (генераторов)
тепловоза. При разрыве цепи питания или снижении тока
возбуждения в одной из обмоток НОВ ниже 20 А одновременно с реле
минимального тока действует максимальная токовая защита
электродвигателей (реле РМ1 ...РМЗ) и тепловоза (реле РМ).
Происходит это из-за резкого возрастания тока в якорных цепях
невозбужденного электродвигателя. Схема управления и защиты в
этом случае действует так же, как и при перегрузках
электродвигателей.
|