ВЕДУЩИЕ МОСТЫ АВТОМОБИЛЕЙ С КРАНАМИ

  Главная      Учебники - Автокраны     Автомобильные краны (Астахов А.И.) - 1969 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

§ 32.

ВЕДУЩИЕ МОСТЫ АВТОМОБИЛЕЙ С КРАНАМИ



Ведущий мост служит для передачи крутящего момента ведущим колесам автомобиля. Он состоит из главной передачи, дифференциала и полуосей, объединенных в один агрегат.

Главная передача предназначена для увеличения крутящего момента на ведущих колесах и уменьшения скорости их вращения, а также для передачи вращения от карданного вала к полуосям под прямым углом. Главная передача представляет собой зубчатый редуктор. В зависимости от числа пар шестерен, установленных в этом редукторе, различают одинарные и двойные главные передачи.

 

 

 

 

Дифференциал (рис. 65) служит для распределения крутящего момента между ведущими колесами и позволяет им при поворотах автомобиля или при движении по неровной дороге вращаться с разными угловыми скоростями.

На наружных концах полуосей 4 укреплены ведущие колеса, а на внутренних, входящих в коробку 2 дифференциала, установлены конические шестерни 5, одинаковые по размерам и числу зубьев. Эти шестерни называют полуосевыми. Они находятся в постоянном зацеплении с сателлитами 6, установленными на шипах крестовины 7. Коробка дифференциала соединена с ведомой шестерней 8 главной передачи и может вращаться с ней в подшипниках 3 корпуса моста 9.

При вращении ведущей шестерни 1 главной передачи вращается находящаяся с ней в зацеплении шестерня 8 и вместе с ней коробка 2 дифференциала. Вместе с коробкой вращается крестовина 7 с сателлитами 6, при этом сателлиты на своих осях не вращаются.

Когда на повороте автомобиля одно колесо, проходя больший путь, чем второе, начинает вращаться быстрее, полуосевая шестерня этого колеса начнет проворачивать сателлиты вокруг их осей. При этом скорость вращения второй полуосевой шестерни замедляется на столько оборотов, на сколько увеличилась скорость вращения первой, так как эти шестерни имеют одинаковое число зубьев. При неподвижной коробке дифференциала, если вращается одно из колес, другое будет вращаться в обратную сторону.

Полуоси служат для передачи вращения от дифференциала на ведущие колеса. В зависимости от расположения подшипников полуоси воспринимают различные нагрузки и по условиям работы делятся на два основных типа: разгруженные и полураз-груженные. Полуразгруженными считают полуоси, которые не испытывают действия изгибающих мометов и передают только крутящий момент. Такие полуоси применяют на автомобилях, используемых в качестве базовых машин для автокранов.

Задний ведущий мост автомобиля ЗИЛ-130 состоит из скрепленных между собой картеров 1, 2 и 19 (рис. 66) с размещенными в них деталями главной передачи и дифференциала.

 

 

 

 

Рис. 65. Схема дифференциала: 1, 5 и 8— шестерня, 2— коробка, 3 — подшипник, 4 — полуось, 6 — сателлит, 7 — крестовина, 9 — мост

 

 

Главная передача двойная, состоит из пары конических шестерен: ведущей 8 и ведомой 21 со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен: ведущей 22 и ведомой 23 с косыми зубьями. Ведущая коническая шестерня 8 выполнена заодно с валом, установленным в конических роликоподшипниках 14 и 17 в картере 19. Между фланцем картера 19 подшипников ведущей

конической шестерни и картером 2 главной передачи установлены прокладки 20, предназначенные для регулирования зацепления конических шестерен 8 и 21. Между подшипниками установлены распорная втулка 16 и шлифованные регулировочные шайбы 15. Подбором шайб 15 устанавливают нормальную затяжку подшипников, когда гайка фланца 9 навинчена на вал шестерни 8 до отказа. Шестерня 21 напрессована на поперечный вал, выполненный заодно с шестерней 22. Поперечный вал установлен в роликоподшипниках 4. Шестерня 22 этого вала находится в зацеплении с шестерней 23, венец которой прикреплен к чашкам

7 и 28 коробки дифференциала. Коробка дифференциала установлена в корпусе заднего моста на конических роликоподшипниках 32, закрепленных крышками 31 и регулировочными гайками 33, положение которых фиксируется стопорами 34.

Дифференциал — конический с четырьмя сателлитами. Он состоит из разъемных чашек 7 и 28 и крестовины 24 с сателлита-ми 25. Сателлиты находятся в зацеплении с полуосевыми шестернями 29, установленными на шлицах полуосей 36.

У автомобилей МАЗ-500 главная передача состоит из одной пары конических шестерен, но имеются дополнительные колесные шестеренчатые передачи. Колесная передача представляет собой планетарный шестеренчатый редуктор.

Трехосный автомобиль КРАЗ-219 имеет два ведущих моста — средний и задний (рис. 67), имеющих одинаковое устройство.

 

 

 

 

 

Рис. 66. Задний мост автомобиля ЗИЛ-130:
1, 2 и 19 — картеры, 3 и 11 — крышки подшипников, 4, 14, 17 я 32 — роликоподшипники, 5, 13 и 20 — прокладки, 6 — карман для подвода смазки к подшипникам, 7 и 28 — чашки коробки дифференциала, 8 и 21 — конические шестерни, 9 — фланец, 10 — сальник, 12 — упорное кольцо, 15 — шайбы, 16 — распорная втулка, 18 — пробка маслозаливного отверстия, 22 и 23 — цилиндрические шестерни, 24 — крестовина, 25 — сателлит, 26 и 30 — опорные шайбы,
27 — крышка картера, 29 — шестерня, 31 — крышка крепления подшипника дифференциала, 33 — регулировочная гайка, 34 — стопор, 35 — труба полуоси, 36 — полуось

 

 

 

 

Рис. 67. Задний мост автомобиля КРАЗ-219:
1 и 3 —- наружный и внутренний роликоподшипники ступицы колеей, 2 — полуось» 4 — ступица колеса, 5 — наружный сальник, 6 — сапуны, 7 — чашки, 8 — картер, 9 и 12 — роликоподшипники, 10 — прокладки, 11 — корпус, 13 — крышка корпуса подшипника, 14 и 35 — фланцы, 15 — двойной сальник, 16 — регулировочные шайбы, 17 — распорная втулка, 18 и 21 — ведущая и ведомая конические шестерни, 19 — пробка смотрового люка, 20 и 24 — ведущая и ведомая цилиндрические шестерни, 22 — шарикоподшипник, 23 — труба, 25 и 30 — опорные шайбы, 26 — сателлит, 27 к 31 — пробки заливного и сливного отверстий, 28 — крестовина, 29 — шестерня, 32 — гайка, 33 — стопорная шайба, 34 — контргайка

 

 

 

 

Главная передача двойная с коническими и цилиндрическими зубчатыми передачами установлена в картере 8 редуктора. Картер имеет фланец, которым он при помощи болтов и шпилек крепится к стальной литой балке заднего моста. По обоим концам балки запрессованы трубы 23 кожухов полуосей. Конические шестерни главной передачи имеют спиральные зубья. Ведущая коническая шестерня 18 изготовлена заодно с валом, конец которого имеет шлицы и соединен с карданной передачей посредством фланца 14. Вал шестерни 18 установлен в корпусе И на роликоподшипниках. Зацепление конических шестерен и роликоподшипники регулируют прокладками 10.

Венец ведомой цилиндрической шестерни 24 установлен между двумя фланцами чашек 7 коробки дифференциала. Фланцы чашек и венец шестерни соединены заклепками. Коробка дифференциала вращается в шарикоподшипниках 22, удерживаемых от перемещения стопорными кольцами.

Дифференциал с коническими прямозубыми шестернями имеет крестовину 28, четыре сателлита 26 и две полуосевые шестерни 29. Крестовина своими концами закреплена в отверстиях чашек коробки дифференциала. Между полуосевыми шестернями и поверхностью чашек дифференциала установлены опорные шайбы 30. На наружных концах полуосей на шлицах напрессованы фланцы 35, к которым крепятся ступицы колес. Полуоси передают только крутящий момент, от других усилий они полностью разгружены.

Контрольные вопросы


1. Каково назначение и из каких частей состоит ведущий мост автомобиля?

2. Как устроен дифференциал?

3. Каковы отличительные особенности задних мостов автомобилей ЗИЛ-130 и КРАЗ-219?

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..