ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШАССИ АВТОКРАНОВ

  Главная      Учебники - Автокраны     Автомобильные краны (Астахов А.И.) - 1969 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

§ 37.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШАССИ АВТОКРАНОВ

Для повышения эксплуатационной надежности агрегатов трансмиссии и ходовой части шасси автомобилей, а также для обеспечения безопасности движения необходимо периодически выполнять осмотровые, смазочные и крепежно-регулировочные работы.

При ежесменном, техническом обслуживании необходимо проверять:

 

 

исправность действия муфты сцепления, ножного и ручного тормоза;

состояние рессор и амортизаторов, а также крепление гаек и дисков колес;

состояние и надежность крепления рулевых тяг, сошки, поворотных рычагов, шаровых пальцев, состояние шин и давление воздуха в них;

смазку подшипников включения вилки и оси педали сцепления, свободный ход педали, состояние привода и действие механизма сцепления;

наличие масла в картере коробки передач; герметичность соединений и действие рычага управления коробкой передач;

крепление фланцев и кронштейнов опорных подшипников; смазку карданных шарниров, опорных подшипников и шлицев карданного вала;

крепление гаек полуосей или шпилек их фланцев; наличие масла в картере заднего моста;

герметичность соединений и смазку шкворней поворотных цапф, шаровых пальцев, тяг и втулок рулевого управления; смазку в картере рулевого механизма; свободный ход рулевого колеса;

крепление стремянок, хомутиков, пальцев рессор, корпусов и соединений тяг амортизаторов, гаек крепления колес;

крепление трубопроводов и шлангов, тормозного крана, тормозных камер, тяг, кронштейна колодок и барабана (или дисков) ручного тормоза и картера компрессора.

Кроме того:

спускают отстой из водомаслоотделителя и конденсат из воздушного баллона, очищают воздушный фильтр компрессора;

проверяют смазку подшипников валов разжимных кулаков, осей рычагов и колодок ручного тормоза, валов привода ножного тормоза, оси рычага привода тормозного крана;

проверяют величину свободного хода педали ножного тормоза и рычага ручного тормоза, а также действие тормозов;

регулируют зазоры между колодками и тормозными барабанами.

При ТО, кроме работ, предусмотренных ЕО, выполняют следующее:

заменяют смазку в подшипниках ступиц заднего моста, проверяют осевой зазор подшипников вала ведущей конической шестерни главной передачи;

подтягивают крепление шкворней, поворотных рычагов, шаровых пальцев, наконечников тяг рулевого управления;

заменяют смазку в подшипниках ступиц переднего моста; проверяют крепление поперечин и подкосов рамы, состояние буксирного устройства, смазывают листы рессор;

 

добавляют жидкость в амортизатор;

проверяют схождение передних колес и другие углы их установки;

проверяют состояние тормозных накладок, стяжных пружин и деталей управления тормозами.

С наступлением осенне-зимнего и весенне-летнего сезонов при очередном ТО заменяют масло в картерах агрегатов и других узлах трения маслами, соответствующими наступающему сезону.

Исправность сцепления проверяют в следующем порядке. При работающем двигателе включают сцепление и поочередно переключают передачи. Если переключение происходит с шумом или сцепление полностью не выключается, его следует отрегулировать.

Для проверки величины свободного хода педали управления сцеплением устанавливают специальную линейку с делениями так, чтобы она упиралась в пол и была прижата к педали. Затем надо нажать на педаль рукой до упора выжимного подшипника в рычаги выключения сцепления (при этом почувствуется увеличение сопротивления движению педали) и по делениям на линейке определить величину свободного хода педали, которая должна быть равной 30—45 мм.

На автомобиле ЗИЛ-130 свободный ход педали сцепления регулируют сферической гайкой, установленной на тяге управления сцеплением.

Состояние карданных шарниров проверяют покачиванием вала в круговом направлении. Если при проверке будет обнаружен люфт, необходимо подтянуть болты крышек игольчатых подшипников.

Для проверки затяжки подшипников и зацепления шестерен главной передачи отсоединяют кардан от фланца ведущей шестерни главной передачи и перемещением в осевом направлении хвостовика ведущей шестерни определяют величину осевого зазора, которая не должна превышать 0,1 мм. Осевой зазор регулируют изменением толщины прокладок под подшипниками ведущей шестерни главной передачи.

Зацепление между коническими шестернями регулируют прокладками, установленными между торцом картера главной передачи и торцом стакана ведущей шестерни. Правильность зацепления конических шестерен проверяют по пятну контакта на зубьях. Для этого зубья покрывают тонким слоем краски и ведущую шестерню поворачивают по направлению движения автомобиля вперед, после чего смотрят, как расположено пятно контакта. При правильном зацеплении оно должно быть расположено по середине зуба.

Основным показателем технического состояния рулевого управления является величина свободного хода (люфт) рулевого колеса. На изучаемых автомобилях величина люфта должна быть

 

не более 15°. Проверяют люфт специальным люфтомером. Этот прибор устанавливают на рулевой колонке, а его стрелку — на рулевом колесе.

Для определения необходимости регулировки зацепления ролика с червяком привода рулевого механизма устанавливают рулевое колесо в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой. Для этого поднимают передний мост домкратом, поворачивают рулевое колесо в крайнее левое положение, замечают положение спиц, поворачивают рулевое колесо в крайнее правое положение, а затем в обратную сторону на половину описанного спицами угла. После этого следует покачать нижний конец рулевой сошки вдоль рамы. Если величина перемещения рулевой сошки превышает 0,8 мм, необходимо отрегулировать зацепление ролика с червяком (рис. 77):

отвернуть болты 4 крепления и удалить стопорную пластину 5, отвернуть фасонную гайку 6 и снять бронзовую упорную шайбу 3 и уплотняющие кольца 7;

удалить несколько стальных регулировочных прокладок 1 и установить на место снятые детали;

проверить правильность регулировки перемещением сошки вдоль рамы, а также замерить динамометром усилие поворота рулевого вала; при правильно отрегулированном зацеплении это усилие, приложенное по касательной к окружности рулевого колеса, должно быть в пределах 1,5—2,5 кГ.

У автомобилей ЗИЛ-180 и МАЗ-500, имеющих рулевое управление с рабочей парой рейка — сектор, зацепление регулируют перемещением сектора вдоль его оси посредством регулировочного винта.

 

 

 

 

Рис. 77. Регулировка зацепления ролика с червяком рулевого механизма:
1 — прокладка, 2 — вал, 3 — шайба, 4 — болт, 5 — пластина, 6 — гайка. 7 — кольцо

 

 

 

 

 

Осевой зазор в подшипниках червяка рулевого механизма регулируют удалением регулировочных прокладок из-под нижней крышки картера рулевого механизма.

Исправность тормозов определяют величиной тормозного пути, которая при скорости 30 км/ч должна быть 6—7 м на сухом асфальте.

Для проверки исправности тормозной системы с пневматическим приводом при работающем двигателе и давлении воздуха в системе 7—8 кГ/см2 нажимают на тормозную педаль. При этом давление воздуха должно несколько снизиться, затем оставаться постоянным.

Если давление продолжает снижаться, значит есть утечка воздуха, которую следует обнаружить и устранить.

Привод пневматических тормозов проверяют и регулируют в определенной последовательности:

отсоединяют одну из тормозных камер и присоединяют вместо нее контрольный манометр;

пускают, двигатель и поднимают давление воздуха до 7—7,3 кГ/см2 (по манометру на щитке приборов), при этом давление на контрольном манометре должно быть равно нулю;

нажимают на тормозную педаль с усилием 10—12 кГ, при этом педаль не должна доходить на 10—30 мм до пола кабины, а показания контрольного манометра должны быть равны показаниям манометра на щитке приборов.

Если величина свободного хода педали больше или меньше указанных пределов, ее надо отрегулировать.

Для этого отсоединяют тягу рычага тормозного крана и вращением находящейся на ее конце вилки устанавливают необходимую длину тяги.

Для регулировки зазоров между колодками и тормозными барабанами каждое колесо вывешивают домкратом и, поворачивая червяк регулировочного приспособления, доводят колодки до полного соприкосновения с барабаном, после чего отводят колодки от барабана до начала свободного вращения колеса. При этом величина зазора не должна превышать 0,4 мм.

Величину хода рычага ручного тормоза регулируют изменением длины тяги, соединяющей рычаг ручного тормоза с рычагом привода. Для этого поворачивают вилку, посредством которой тяга соединяется с рычагом. При правильной регулировке для полного торможения рычаг должен перемещаться усилием одной руки не более чем на 4—5 зубцов сектора, фиксирующего положения рычага.

Установленный в трансмиссии автомобилей ручной тормоз барабанного типа регулируют изменением длины тяги привода, для чего поворачивают резьбовую вилку, а тормоз ленточного типа (МАЗ-500) — подтягиванием гайки стяжного болта тормозной ленты.

 

 

 

Контрольные вопросы

1. Какие работы по техническому обслуживанию агрегатов автомобильных шасси выполняют ежедневно?

2. Какие работы выполняются при ТО?

3. Как проверяют исправность сцепления?

4. Как проверяют состояние карданных шарниров, затяжку подшипников и зацепление шестерен главной передачи?

5. Каким способом проверяют величину люфта рулевого колеса?

6. Как проверяют исправность тормозов и как их регулируют?

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..