Карданная передача служит для передачи крутящего момента между
агрегатами силовой передачи, расположенными под углами относительно друг
друга. Она состоит из карданного вала и специальных шарниров. Карданные
шарниры введены в систему передачи для того, чтобы получить возможность
передать крутящий момент от одного вала к другому под некоторым
переменным углом.
Карданная передача установлена между коробкой передач или раздаточной
коробкой и ведущим мостом. Ведущий мост на автомобиле расположен ниже
коробки передач или раздаточной коробки, поэтому вал карданной передачи,
передающий крутящий момент, расположен под некоторым углом к валу
коробки передач и валу ведущего моста. Величина этого угла переменная,
так как расстояние между рамой и задним мостом при движении автомобиля
все время изменяется вследствие колебаний, возникающих из-за упругости
рессор. При этом изменяется также расстояние между задним мостом и
коробкой передач.
Карданные валы должны вращаться без биения и крутильных колебаний,
опасность появления которых тем больше, чем длиннее карданный вал.
Поэтому у большинства современных автомобилей карданная передача состоит
из двух валов с карданами. Между валами устанавливают промежу-
точную опору с упругим креплением ее на раме
автомобиля.
Рис. 64.
Карданная передача автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 64) состоит из основного 6 и
промежуточного 2 валов, трех универсальных шарниров и промежуточной
опоры 4. В корпусе опоры в резино-* вой обойме 12 установлен
шарикоподшипник 13, смазываемый через пресс-масленку 3 и защищенный
сальниками.
Шлицевой наконечник 11 скользящей вилки шарнира защищен резиновым
кожухом 5. Каждый карданный шарнир состоит из двух стальных вилок и
крестовины с игольчатыми подшипниками, соединяющей вилки шарнирно.
Стаканы 10 игольчатых подшипников закреплены в вилках пластинами 8 с
болтами 7, фиксируемых пластинами 9. Для устранения неуравновешенности
вращения вала при его балансировке наваривают пластины 1.
Подшипники крестовины смазывают через центральную пресс-масленку. Для
устранения излишнего давления масла в крестовине установлен
предохранительный клапан.
Карданная передача автомобиля МАЗ-500 состоит из одного вала с двумя
карданными шарнирами. В конструкции вала предусмотрено шлицевое
соединение, обеспечивающее необходимое изменение рабочей длины вала.
Карданная передача трехосного автомобиля КРАЗ-219 имеет четыре карданных
вала: один соединяет коробку иередач с раздаточной коробкой, Второй —
раздаточную коробку со средним мостом; третий и четвертый — раздаточную
коробку с задним мостом. Привод заднего моста осуществляется двумя
карданами через промежуточную опору, закрепленную на балке среднего
моста.
Контрольные вопросы
1. Для чего служит карданная передача и где она установлена?
2. Из каких частей состоит карданная передача?
3. Каковы особенности устройства карданной передачи на разных
автомобилях?