КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ И РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА АВТОМОБИЛЕЙ С КРАНАМИ

  Главная      Учебники - Автокраны     Автомобильные краны (Астахов А.И.) - 1969 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

§ 30.

КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ И РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА АВТОМОБИЛЕЙ С КРАНАМИ



Коробка перемены передач служит для изменения крутящего момента, передаваемого двигателем на ведущие колеса автомобиля, по величине и направлению (движение задним ходом), а также для отключения коленчатого вала двигателя от ведущих колес при работе двигателя на холостом ходу. Она представляет собой механизм, состоящий из набора шестерен, которые могут быть введены в зацепление в различных сочетаниях, в зависимости от которых будет повышаться или понижаться передаваемый крутящий момент. Каждое сочетание зацепления шестерен коробки называется ступенью, или передачей.
 

 

Число передач (ступеней) в коробке зависит от конструкции автомобиля и обычно бывает от трех до пяти. В соответствии с этим и коробки передач называют трех-, четырех- и пятиступенчатыми.

Зацепление различных пар шестерен осуществляется посредством передвигающихся вдоль валов коробки шестерен — кареток. В зависимости от числа передвижных кареток различают двухходовые коробки, имеющие две каретки, и трехходовые — с тремя каретками. На автомобилях ЗИЛ-130, МАЗ-500 и КРАЗ-219 установлены пятиступенчатые трехходовые коробки передач.

Для облегчения переключения передач в коробках устанавливают синхронизаторы, которые не допускают включение шестерен до тех пор, пока ведущий и ведомый валы не начнут вращаться с одинаковой скоростью.

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 имеет следующее устройство (рис. 62).

Картер 1 коробки прикреплен четырьмя шпильками к картеру сцепления. Соосная установка картера коробки и картера сцепления осуществляется по точно обработанному фланцу крышки заднего подшипника первичного вала 11 коробки.

На передней стенке картера коробки укреплен кронштейн 12, внутри которого установлен первичный вал 11, опирающийся на два шарикоподшипника: передний подшипник установлен в расточке фланца коленчатого вала двигателя, а задний 13 — в передней стенке коробки передач. На первичном валу установлена косозубая шестерня 8 с внутренним зубчатым венцом. Опорами для промежуточного вала 3 служат роликоподшипник 4 и шарикоподшипник 45. На этом валу на шпонках установлены косозубые шестерни 2, 52, 49 и 48 и прямозубая шестерня 39, Имеющаяся на этом же валу прямозубая шестерня 46 изготовлена заодно с валом. Между шестернями 2 и 52 установлена распорная втулка 53.

Передний конец вторичного вала 9 опирается на роликоподшипник 10, расположенный в выточке первичного вала, а задний конец — на шарикоподшипник 32. На средней части вторичного вала свободно установлены косозубые шестерни 40, 50 и 51, прямозубая шестерня 28 и каретки 5 синхронизаторов, которые могут перемещаться по шлицам вала. Косозубые шестерни находятся в зацеплении с шестернями 48, 49, 52 промежуточного вала и имеют внутренние зубчатые венцы.

На заднем конце вторичного вала 9 установлены шестерня 33 привода спидометра и фланец, к которому прикреплен барабан 44 центрального тормоза.

В боковом приливе картера коробки установлена и зафиксирована стопорной пластиной 43 ось 42. На этой оси на двух роликоподшипниках свободно вращается блок шестерен 38 и 41 заднего

 

хода. Шестерня 38 находится в постоянном зацеплении с прямозубой шестерней 39 промежуточного вала. Для включения заднего хода шестерню 28 передвигают по шлицам вторичного вала и вводят в зацепление с шестерней 41. В этом случае крутящий момент от первичного вала передается через шестерню 2 на промежуточный вал, а затем через блок шестерен 38 и 41 заднего хода и шестерню 28 на вторичный вал 9.

 

 

Рис. 62. Коробка передач:
1 — картер, 2, 8, 28, 33, 38—41, 46, 48—52 — шестерни, 3 — промежуточный вал, 4 и 10 — роликоподшипники, 5 — каретка синхронизатора, 6, 21 и 34 — пальцы, 7 — кольцо, 9 — вторичный вал, 11 — первичный вал, 12 — кронштейн, 13 — задний подшипник, 14 — корпус, 15, 26 и 27 — ползуны, 16 — крышка, 17 — предохранитель, 18 и 20 — рычаги, 19 и 42 — оси, 22 и 23 — вилки, 24 я 36 — пружины, 25, 31 и 35 — шарики, 29 — сапун, 30 — штифт, 32 и 45— шарикоподшипники, 37 и 47 — пробки, 43 — пластина, 44 — барабан, 53 — втулка

 

 

 

Для включения I передачи при движении вперед шестерню 28 перемещают вперед и вводят в зацепление с шестерней 46 промежуточного вала. II, III, IV и V передачи включают посредством двух инерционных синхронизаторов (один для II и III, а другой для IV и V передач). Каретка 5 синхронизатора при помощи опорных пальцев 34 и фиксатора, состоящего из корпуса 14 и двух шариков 35 с пружиной 36, соединена с двумя кольцами 7, имеющими конусные поверхности. Кольца 7 соединены между собой тремя пальцами 6, вставленными в отверстие каретки 5.

Отверстия и пальцы имеют конусные блокирующие поверхности. Для включения передачи перемещают каретку 5, а фиксатор передвигает кольцо 7 до соприкосновения с конической поверхностью шестерни. Вследствие разности оборотов каретки и включаемой шестерни кольцо 7 каретки смещается относительно шестерни по окружности до соприкосновения блокирующих поверхностей пальцев 6 с блокирующими поверхностями каретки 5, что препятствует дальнейшему перемещению каретки. Как только числа оборотов каретки и шестерни уравняются, блокирующие поверхности не будут препятствовать продвижению каретки и произойдет бесшумное включение передачи.

Привод коробки передач принудительный. Рычаг 20 переключения передач закреплен от проворачивания фиксирующим пальцем 21. Ползуны 15, 26 и 27 в различных положениях закрепляются фиксаторами с пружинами 24 и шариками 25. Замки состоят из двух пар шариков 31 и штифта 30, свободно установленного в отверстии среднего ползуна 26.

При включении II и III передач конец рычага 20 входит в прорезь вилки 22, а при включении IV и V — в прорезь вилки 23. I передачу и передачу заднего хода включают при помощи промежуточного рычага 18, поворачивающегося на оси 19. В рычаге установлен штифтовой предохранитель 17 с пружиной. Увеличение усилия, необходимого для перемещения штифта и сжатия пружины, сигнализирует водителю о включении заднего хода.

Свежее масло в картер коробки заливают через отверстие, закрываемое пробкой 37; отработанное масло сливают, вывертывая пробку 47. Сапун 29, установленный в крышке 16, служит для вентиляции картера. Схема включения различных передач коробки автомобиля приведена на рис. 63.

Раздаточную коробку устанавливают на автомобилях с несколькими ведущими мостами. Она служит для распределения крутящего момента по ведущим мостам. Вместе с тем раздаточную коробку можно использовать в качестве дополнительной коробки передач для увеличения крутящего момента, передаваемого ведущему мосту.

 

 

 

 

Рис. 63. Схема включения шестерен в пятиступенчатой коробке передач:
а —1 передача, б — II, в- III, г — IV, д - V передача, е — задний ход (позиции те же, что на рис. 62)

 

 

 

Из числа рассматриваемых в настоящей книге автомобилей раздаточная коробка установлена только на автомобиле КРАЗ-2.19 (автокран К-162). Она включает в себя коробку для раздачи мощности на задние мосты с межосевым дифференциалом, дополнительную коробку и коробку отбора мощности на лебедку. Все эти коробки объединены в один агрегат.

Контрольные вопросы

1. Каково назначение коробки передач и раздаточной коробки?

2. Какие типы коробок передач применяют на автомобилях и каково их устройство?

3. Для чего применяют синхронизаторы и как они устроены?

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..