ПУСКОВАЯ И ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА
АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ - ЧАСТЬ 2
Автоматические выключатели (автоматы) служат для дистанционного
включения короткозамкнутых двигателей, а
также для отключения их при нарушении нормальных
условий работы. В зависимости от типа применяемого автомата двигатель
отключается в случае, если сила тока превысит максимально или минимально
допустимые значения. На кранах применяют максимально-нулевые
автоматические выключатели (рис. 54).
Если величина напряжения в цепи двигателя составляет номинальную
величину, то электромагнит 2, притягивая рычаг 3, удерживает посредством
защелки 6 тягу 7 в таком положении, когда рубильник 9 находится во
включенном состоянии. Как только напряжение в цепи недопустимо
уменьшается или подача тока прекращается полностью, притягивающее
действие магнита 2 исчезает, защелка 6 размыкается и тяга 7 под
действием пружины 8 перемещается, выключая рубильник 9. То же самое
произойдет, если сила тока в цепи превысит нормальное значение. В этом
случае ток большой силы, проходя по обмоткам катушек 4 и 5, увеличит
притягивающую силу их сердечников и они притянут рычаг 3, разомкнув
защелку 6. Рубильник 9 выключится.
Контроллерами называются электрические аппараты
для дистанционного управления двигателями. Посредством контроллеров
осуществляют пуск, регулирование скорости, изменение направления
вращения и остановку двигателей.
На автомобильных кранах применяют контроллеры кулачкового типа.
Контроллер состоит из корпуса, внутри которого установлены вращающийся
вал с кулачками и система нормально
замкнутых контактов. Поворот вала контроллера осуществляется при помощи
рукоятки, установленной снаружи корпуса. Контакты состоят из подвижной и
неподвижной частей и закрыты искрогасителями.
При повороте вала 1 (рис. 55) кулачок 2 своим выступом набегает на
ролик3 и, поворачивая рычаг 4, отводит подвижный контакт 6 от
неподвижного 5. Как только ролик сойдет с выступа кулачка в его впадину,
рычаг 4 под действием пружины 7 повернется в обратном направлении и
снова замкнет контакты.
Применяемыми на автокранах контроллерами ККТ-61 можно включать цепь
питания статора и переключать цепь ротора. Направление движения
двигателя изменяют поворотом рукоятки контроллера, а следовательно, и
вала 1 в обратном направлении. При этом переключаются две фазы в цепи,
питающей обмотку статора электродвигателя, и возникающее в обмотке
магнитное поле изменяет направление вращения, в результате чего ротор
двигателя также начинает вращаться в обратном направлении.
Контроллеры ККТ-61 имеют по пять положений рукоятки в каждую сторону от
нулевого положения. Они рассчитаны на 600 включений в час при ПВ-40%.
Сопротивления служат для плавного включения
и остановки электродвигателей с фазным ротором. Они представляют собой
набор элементов, которые изготовлены из материалов, имеющих большое
удельное сопротивление (например, никелин, кон-стантан), укрепляют
элементы на изолированных стержнях. Набор элементов сопротивлений
устанавливают в специальные ящики, которые располагают на машине так,
чтобы была исключена возможность их механического повреждения, а также
попадания на них влаги.
Сопротивления рассчитаны на кратковременную работу при пуске и
торможении двигателя, поэтому не рекомендуется держать их включенными
длительное время, так как они перегреваются, что сокращает срок их
службы.