МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ ШАССИ АВТОМОБИЛЕЙ С КРАНАМИ

  Главная      Учебники - Автокраны     Автомобильные краны (Астахов А.И.) - 1969 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

Глава VI

УСТРОЙСТВО АГРЕГАТОВ ШАССИ АВТОМОБИЛЕЙ С КРАНАМИ

§ 29.

 

МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ ШАССИ АВТОМОБИЛЕЙ С КРАНАМИ

Муфта сцепления служит для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии при торможении автомобиля и переключении передач, а также для плавного соединения двигателя с трансмиссией при трогании автомобиля с места и после переключения передач.

На автомобилях, используемых в качестве базовых машин для автомобильных кранов, устанавливают преимущественно однодисковые муфты сцепления. Такие муфты сцепления установлены на автомобилях ЗИЛ-130, ЗИЛ-164А, МАЗ-500 и КРАЗ-219.

Муфта сцепления ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130 (рис. 61, с) сухая, однодисковая, постоянно замкнутая с пружинным нажимным механизмом и гасителем крутильных колебаний. Она состоит из кожуха 3 с нажимным диском 8 и пружинами 4, ведомого диска 9 с гасителем крутильных колебаний и механизма управления. Кожух прикреплен болтами к маховику 1 коленчатого вала двигателя. Ведомый диск с прикрепленными к нему фрикционными накладками установлен между маховиком и нажимным диском.

Выключение муфты производится давлением ноги на педаль 17 (рис. 61,6). При этом усилие через выжимной упорный шарикоподшипник 5 передается на кожух 3. Между кожухом и нажимным диском 8 установлены шестнадцать пружин 4, через которые давление передается нажимному диску 8. Нажимной диск прижимает ведомый диск к маховику двигателя. Вследствие этого ведомый диск начинает вращаться вместе с маховиком, передавая крутящий момент от коленчатого вала двигателя на первичный вал коробки передач. Вместе с ведомым диском вращаются также нажимной диск и прикрепленный к маховику кожух. Крутящий момент от кожуха на диск 8 передается через четыре пары пружинных пластин. Пластины одним концом прикреплены к кожуху, а другим — к нажимному диску, они обеспечивают

 

жесткую связь кожуха с нажимным диском и вместе с тем дают возможность нажимному диску перемещаться по валу 11 в осевом направлении.

При выключении муфты нажимной диск отходит от ведомого диска под воздействием четырех рычагов 7, которые шарнирно укреплены в проушинах диска и связаны с кожухом пальцами, установленными на игольчатых подшипниках.

Гаситель крутильных колебаний (рис. 61, в) способствует плавному включению муфты и предохраняет силовую передачу от резких изменений скоростей, возникающих при переменных режимах работы двигателя. Он состоит из дисков 12 и восьми пружин 13. Диски 12 приклепаны к ступице 10. В прямоугольных вырезах дисков установлены в сжатом состоянии пружины 13, соединяющие ступицу 10 с ведомым диском 9.

Когда муфта выключена, прорези диска 9 и дисков 12 гасителя совпадают. При движении автомобиля (муфта включена) возникающие на его валах крутильные колебания вызывают сжатие пружин 13 и угловые смещения диска 9 относительно дисков 12 и ступицы 10. Возникающие между этими деталями силы трения способствуют гашению колебаний. Выжимной упорный шарикоподшипник 5 отводки 6 муфты имеет постоянную смазку и в процессе эксплуатации ухода не требует. Также не требуется эксплуатационная регулировка рычагов 7. Это повышает эксплуатационные качества муфты.

На автомобилях МАЗ-500 и КРАЗ-219 установлена однодисковая муфта с одной центральной нажимной пружиной. На МАЗ-500 привод включения муфты дистанционный пневматический.

 

 

 

 

 

Рис. 61. Муфта сцепления автомобилей ЗИЛ-164А и ЗИЛ-l30 (я), механизмы управления муфтой (б)
и схема работы гасителя крутильных колебаний (в):
1 — маховик, 2 — картер. 3 — кожух, 4 — нажимная пружина, 5 — выжимной упорный шарикоподшипник, 6 — отводка, 7 — отжимной рычаг, 8 — нажимной диск, 9—ведомый диск, 10 — ступица ведомого диска, 11— первичный вал коробки передач, 12 — диск гасителя, 13 — пружина гасителя крутильных колебаний, 14—регулировочная (сферическая) гайка. 15—контргайка»
16 — тяга. 17 — педаль муфты сцепления

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы

1. Каково назначение муфты сцепления?

2. Как устроена муфта сцепления автомобиля ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130?

3. Как устроен и работает гаситель крутильных колебаний?

4. Чем отличается муфта сцепления МАЗ-500 от муфты ЗИЛ-130?

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..