Муфта сцепления служит для кратковременного отсоединения двигателя от
трансмиссии при торможении автомобиля и переключении передач, а также
для плавного соединения двигателя с трансмиссией при трогании автомобиля
с места и после переключения передач.
На автомобилях, используемых в качестве базовых машин для автомобильных
кранов, устанавливают преимущественно однодисковые муфты сцепления.
Такие муфты сцепления установлены на автомобилях ЗИЛ-130, ЗИЛ-164А,
МАЗ-500 и КРАЗ-219.
Муфта сцепления ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130 (рис. 61, с) сухая, однодисковая,
постоянно замкнутая с пружинным нажимным механизмом и гасителем
крутильных колебаний. Она состоит из кожуха 3 с нажимным диском 8 и
пружинами 4, ведомого диска 9 с гасителем крутильных колебаний и
механизма управления. Кожух прикреплен болтами к маховику 1 коленчатого
вала двигателя. Ведомый диск с прикрепленными к нему фрикционными
накладками установлен между маховиком и нажимным диском.
Выключение муфты производится давлением ноги на педаль 17 (рис. 61,6).
При этом усилие через выжимной упорный шарикоподшипник 5 передается на
кожух 3. Между кожухом и нажимным диском 8 установлены шестнадцать
пружин 4, через которые давление передается нажимному диску 8. Нажимной
диск прижимает ведомый диск к маховику двигателя. Вследствие этого
ведомый диск начинает вращаться вместе с маховиком, передавая крутящий
момент от коленчатого вала двигателя на первичный вал коробки передач.
Вместе с ведомым диском вращаются также нажимной диск и прикрепленный к
маховику кожух. Крутящий момент от кожуха на диск 8 передается через
четыре пары пружинных пластин. Пластины одним концом прикреплены к
кожуху, а другим — к нажимному диску, они обеспечивают
жесткую связь кожуха с нажимным диском и вместе с
тем дают возможность нажимному диску перемещаться по валу 11 в осевом
направлении.
При выключении муфты нажимной диск отходит от ведомого диска под
воздействием четырех рычагов 7, которые шарнирно укреплены в проушинах
диска и связаны с кожухом пальцами, установленными на игольчатых
подшипниках.
Гаситель крутильных колебаний (рис. 61, в) способствует плавному
включению муфты и предохраняет силовую передачу от резких изменений
скоростей, возникающих при переменных режимах работы двигателя. Он
состоит из дисков 12 и восьми пружин 13. Диски 12 приклепаны к ступице
10. В прямоугольных вырезах дисков установлены в сжатом состоянии
пружины 13, соединяющие ступицу 10 с ведомым диском 9.
Когда муфта выключена, прорези диска 9 и дисков 12 гасителя совпадают.
При движении автомобиля (муфта включена) возникающие на его валах
крутильные колебания вызывают сжатие пружин 13 и угловые смещения диска
9 относительно дисков 12 и ступицы 10. Возникающие между этими деталями
силы трения способствуют гашению колебаний. Выжимной упорный
шарикоподшипник 5 отводки 6 муфты имеет постоянную смазку и в процессе
эксплуатации ухода не требует. Также не требуется эксплуатационная
регулировка рычагов 7. Это повышает эксплуатационные качества муфты.
На автомобилях МАЗ-500 и КРАЗ-219 установлена однодисковая муфта с одной
центральной нажимной пружиной. На МАЗ-500 привод включения муфты
дистанционный пневматический.