Списком называется промежуточное звено часового механизма для
периодического освобождения системы зубчатой пере дачи и сообщения
импульсов (мгновенный толчок) регулятору Он регулирует работу часового
механизма. Спуск состоит из спускового колеса и вилки (узла якоря).
Спуски бывают несвободные и свободные.
Несвободными спусками называются такие, в которых регулятор во время
колебания постоянно соприкасается с зубьями спускового колеса.
Свободными спусками называются такие, в которых регулятор совершает
колебания совершенно свободно и только на короткий момент соприкасается
с зубьями спускового (анкерного) колеса. Это бывает во время
взаимодействия вилки (узла якоря) и эллипса при сообщении импульса
регулятору и освобождении механизма для поворота на определенный угол.
Спуски также разделяют на спуски для непереносных часов — маятниковый
спуск и для переносных часов — балансовый спуск.
Почти все маятниковые спуски несвободные. Бывают они двух типов: спуск с
отходом назад и спуск с трением на покое — спуск Грахама.
Спуск с отходом назад - это такой спуск, у которого колеса во время
одного полуколебания регулятора сначала поворачиваются вперед на
некоторый угол, а затем при дальнейшем движении регулятора немного,
отходят назад. В этой конструкции зуб спускового колеса »все время
соприкасается с плечом узла якоря; на преодоление возникающего трения
непроизводительно тратится часть энергии двигателя.
Спуск с трением на покое—это такой спуск, у которого во время каждого
полуколебания регулятора колеса часового механизма поворачиваются на
строго определенный угол, затем останавливаются и остаются неподвижными
до конца полуколебания. Здесь также происходит трение от соприкосновения
зуба спускового колеса с плоскостью покоя узла якоря, но гораздо меньшей
величины. По этому же принципу работает спуск цилиндровых часов.
Все балансовые спуски свободные ( К свободным спускам относятся также
электрические, хотя они являются маятниковыми спусками.). К ним
относятся все анкерные спуски.
Анкерные спуски в зависимости от конструкции вилки бывают равноплечие и
неравноплечие.
В зависимости от формы зуба анкерного колёса и передачи импульсов
анкерные спуски бывают: с острой формой зуба, штифтовой (спуск
будильника, спуск у часов Роскопф), с улучшенной формой зуба.
Равноплечий спуск — спуск с равноотстоящими импульсами — имеет
симметричную конструкцию, т. е. стороны угла обхвата вилки проходят
через середины импульсных плоскостей палет.
Неравноплечий спуск — спуск с равноотстоящими покоями несимметричной
конструкции; плоскости покоя находятся на одинаковом расстоянии от оси
вращения вилки. В часах применяются обе конструкции спусков.
В анкерном ходе с острым зубом все зубья анкерного колеса имеют острую
форму. Импульс осуществлен за счет импульсной плоскости палеты.
Недостаток этой конструкции спуска — большое «падение». В анкерном
штифтовом спуске импульс происходит за счет импульсной плоскости зуба
анкерного колеса.
В анкерном спуске с улучшенной формой зуба импульс осуществляется за
счет импульсных плоскостей как палеты, так и зуба. В этой конструкции
спуска зуб более прочный.