НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ С ЦЕНТРАЛЬНОЙ СЕКУНДНОЙ СТРЕЛКОЙ

  Главная      Книги - Часы (ремонт)     Чистка часов (Б.М. Гапеев, С.Е. Крепс, П.Д. Сурин) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ С ЦЕНТРАЛЬНОЙ СЕКУНДНОЙ СТРЕЛКОЙ

Механизм этих часов в основном такой же, что и с боковой  секундной стрелкой. Разница заключается в том, что трибка центрального колеса имеет сквозное отверстие, куда входит ось трибки секундного колеса. Таким образом боковое секундное колесо перенесено в центр механизма. В диаметре секундное колесо увеличено настолько, что оно продолжает сцепление с трибкой анкерного колеса, а промежуточное колесо — с трибкой секундного колеса.

 

 

 

 

РАЗБОРКА ЧАСОВ

Для разборки, а также чистки часов необходимо приготовить на столе: чистый лист бумаги, разборную карту (рис. 67), масленку с часовым маслом, стеклянную бензинницу, щетки для чистки деталей, чурки для чистки отверстий и гнезд для цапф осей на мостах и платине, подставку для механизма часов (в виде коробочки по размерам разбираемых часов) и инструмент (см. раздел «Инструмент»). Разборку наручных часов производят в следующем порядке:

снимают заднюю крышку, спускают пружину; придерживая правой рукой заводную головку, левой при помощи пинцета или отвертки отводят собачку на барабанном колесе и медленно •спускают пружину, вращая заводную головку в обратном направлении. После этого закрывают заднюю крышку, снимают ободок со стеклом. Для этого устанавливают лезвие перочинного ножа в прорезь ободка и кольца корпуса, нажимают и поворачивают нож вверх и вниз и снимают ободок со стеклом.

Ободок кладут на чистую бумагу рядом с разборной картой.

Затем снимают стрелки. Их снимают специальным пинцетом или отвертками осторожно, чтобы не согнуть и не сломать концы (цапфы) осей центрального и секундного колес и не повредить циферблат. Острие двух отверток устанавливают друг против друга под головки стрелок. При съемке часовой и секундной стрелок на циферблат подкладывают плотную бумагу. После съемки стрелки кладут на разборную карту на клетку а. Заднюю крышку с корпуса часов снимают тем же способом, что и ободок со стеклом.

Для съемки заводной головки с валом на мостовой стороне механизма (рис. 68) отвертывают на два-три оборота винт 2

переводного рычага, вынимают заводную головку с валиком и кладут ее на разборную карту на клетку 6. Винт завинчивают на свое место.

Затем снимают механизм с кольца корпуса часов. Механизм закреплен в кольце корпуса двумя винтами 1, которые следует отвернуть и осторожно вынуть механизм из кольца так, чтобы не повредить баланс со спиралью. Механизм кладут циферблатом вниз на подставку с бумагой, чтобы не повредить его лицевую сторону.

 

 

 

Рис. 68. Механизм без задней крышки:
1 — винты, закрепляющие механизм в кольце корпуса; 2 — винт переводного рычага; 3 — заводная головка




Винты надо положить на разборную карту на клетку в. Этим заканчивается наружная разборка часов и приступают ж разборке механизма. Сначала снимают узел колебательной «системы с механизма и его разбирают (рис. 69). Для этого на мосту баланса отвертывают винт 4 и осторожно снимают мост 3 с балансом 1 и волоском 2. Затем винт 4 завертывают, чтобы не затерять при чистке.

После этого отсоединяют баланс с волоском от моста (рис. 70). Мост баланса держат большим и указательным пальцами левой руки или пинцетом так, чтобы баланс был в висячем положении на волоске; отвертывают на два-три оборота винт на мосту; на верхней стороне моста нажимают пинцетом на :колонку волоска так, чтобы колонка с волоском и балансом

отделилась от моста. Не меняя положения моста в руке, осторожно снимают виток волоска с штифтов регулятора (градусника). Мост и баланс с волоском кладут на стол под стеклянный колпак «ли стакан для их дальнейшей разборки. Винт 8 завертывают, чтобы не затерять его при чистке моста.

 

 

 

 

Рис. 69. Мостовая сторона механизма часов:
1 — баланс; 2 — волосок: 3 — мост баланса; 4 — винт моста баланса; 5 — регулятор (градусник); 6 — центральный мост; 7 — винты центрального моста; 6— колесо барабана; 9 — заводное колесо;
10 ~ мост барабана; 11 — винты моста банабана; 12 — винт переводного рычага; 13 — собачка

 



После этого разбирают мост баланса (см. рис. 70). На нижней стороне моста 5 отвертывают два винта 9, снимают регулятор 6 и накладку 7. Винты 9 завертывают на места, чтобы не затерять при чистке. Мост 5 баланса, градусник 6 и накладку 7 кладут на разборную карту на клетку г.

Далее снимают волосок с баланса. Чтобы при сборке часов волосок на балансе имел прежнее положение, нужно против ко-лонки волоска на ободе баланса сделать метку острым концом трехгранного напильника. Чтобы сделать метку на ободе баланса, нужно установить баланс на металлическую пластинку с отверстием так, чтобы имеющийся на ролике баланса эллипс не касался стенок отверстия.

Чтобы снять волосок с баланса, надо установить баланс на металлическую пластинку или держать его большим и указательным пальцами левой руки так, чтобы колонка с волоском была сверху; вставить острие отвертки между колодкой и перекладиной баланса и, поворачивая их вверх и вниз, снять колодку с волоском с оси баланса, Положить волосок на клетку д, я баланс на клетку е.

Теперь переходят к съемке циферблата. Отвертывают на два-три оборота два винта сбоку платины механизма и снимают циферблат. Винты завертывают, чтобы не затерять при чистке платины, а циферблат кладут лицевой стороной вниз рядом с разборной картой вместе с корпусом часов.

Затем снимают детали с подциферблатной стороны механизма (рис. 71). Механизм кладут на стол вверх подциферблатной стороной, снимают часовое колесо 1 и кладут «а клетку ж.

 

 

 

 

Рис. 70. Мост баланса с узлом колебательной системы:
1 — баланс; 2 —- ось баланса; 3двойной ролик; 4 — волосок;
5 — мост баланса; 6 — регулятор (градусник); 7 —накладка;
8 — винт крепления колонки; 9 — винты крепления накладки

 

 

 

 

Фиксатор, заводной рычаг, переводной рычаг, пружину заводного рычага, колесо перевода стрелок и вексельное колесо с платины не снимают. В некоторых часах вексельное колесо находится не под фиксатором, в этом случае его снимают и кладут на разборную карту. Накладку 9 также не снимают.

 

 

После съемки деталей с подциферблатной стороны механизма приступают к съемке деталей с мостовой (задней) стороны механизма: колесной передачи, узла спуска (узла хода) и барабана (рис. 72).

Механизм кладут на подставку вниз подциферблатной стороной и приступают к разборке:

а) отвертывают винт 9 на мосту 3 анкерной вилки, снимают мост и анкерную вилку 10 и кладут на клетку з;

б) отвертывают два винта 11 на центральном мосту 4 и снимают центральный мост, и все это кладут на клетку и;

в) снимают колеса (рис. 73) и кладут на разборную карту: анкерное 2—на клетку к;

секундное 3 — на клетку л

промежуточное 4 — на клетку м;

г) отвертывают винт 12 (см. рис. 72) на колесе барабана 2, снимают колесо и кладут вместе с винтом на клетку н;

д) отвертывают три винта 13 на мосту барабана 6 и снимают детали, раскладывая их по клеткам разборкой карты:

мост барабана 6 — на клетку о; барабан, заводную трибку— на клетку п, кулачковую муфту—на клетку р; так как винты имеют разные мины, их завертывают, чтобы при сборке не перепутать. Заводное колесо и собачку с моста не снимают;

е) снимают центральное колесо (см. рис. 73), для этого осторожно выбивают тупым пуансоном его ось из минутной трибки (рис. 74). Центральное колесо кладут на клетку с, минутную трибку—на клетку т, платину — на клетку у.

Затем приступают к разборке барабана (см. рис. 64).

 

 

 

 

 

Рис. 71. Поддиферблатная сторона механизма:
I — часовое колесо; 2 — вексельное колесо; 3 — переводные колеса; 4 —пружина к заводному рычагу; 5 — заводной рычаг; 6 — кулачковая муфта; 1 — заводная трибка; 8 — переводной рычаг; 9 — накладка

 

 

 

 

 

 

Рис. 72. Мостовая сторона механизма;
1 — собачка; 2 — колесо барабана; 3 — мост анкерной вилки; 4 — центральный мост; 5— заводное колесо; 6 — мост барабана; 7 — гнездо камня на платине; 8 — винт переводного рычага; 9 — винт анкерного моста; 10 — анкерная вилка; 11 — винты крепления центрального моста;
12 — винт барабанного колеса: 13 — винты крепления моста барабана

 

 

 

 

 

Делают риски на крышке и барабане.
Снимают крышку 2 при помощи пинцета или отвертки. На верхнюю сторону вала 4 нажимают пинцетом или устанавливают острие отвертки в прорезь на крышке и повертывают отвертку вниз, отделяют крышку от барабана. Сняв крышку, вынимают вал 4. Для этого пинцетом берут за нижний конец вала, немного поворачивают вправо, чтобы на валу крючок вышел из отверстия внутреннего конца пружины 6, и тогда вынимают вал так, чтобы пружина не выскочила из барабана.

Пружину 6 можно вынимать из барабана рукой, для этого пинцетом приподнимают из барабана внутренний конец пружины и, взяв рукой, вынимают виток за витком. Барабан, крышку и вал кладут на разборную карту на клетку ф, а пружину на стол рядом с разборной картой вместе с кольцом корпуса и ободком на крышку часов.
На этом разборка часов заканчивается.

 

 

 

 

 

Рис. 73. Механизм часов с анкерным ходом без мостов (вид сверху):
1 — анкерная вилка; 2 — анкерное колесо; 3 — секундное колесо;
4 — промежуточное колесо; 5 — центральное колесо; 6 — барабан;
7 — винт переводного рычага

 

 

 

 

 

Рис. 74. Подциферблатная сторона механизма:
1 — минутная трибка; 2 — фиксатор; 3 — винты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..