РАЗБОРКА НАСТЕННЫХ ЧАСОВ С БОЕМ

  Главная      Книги - Часы (ремонт)     Чистка часов (Б.М. Гапеев, С.Е. Крепс, П.Д. Сурин) - 1965 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

РАЗБОРКА НАСТЕННЫХ ЧАСОВ С БОЕМ



Прежде чем приступить к разборке часов, необходимо изготовить разборную карту (рис. 50).

Разбирая часы, необходимо делать метки острым концом трехгранного напильника на платине против снимаемого колеса и на колесе со стороны платины, чтобы при сборке механизма знать, какой стороной ставить колесо на свое место. Разборку часов с боем производят в определенной последовательности.

Вначале снимают маятник (снимают правой рукой, а левой поддерживают погон).

Вынимают механизм из корпуса, для чего отвертывают два винта и механизм тянут на себя. Маятник кладут в корпус часов.

Снимают стрелки. Для этого на оси центрального колеса •отвертывают гайку, закрепляющую стрелки. Минутную стрелку снимают при помощи двух отверток или кусачками: между трубкой часовой стрелки и втулкой минутной стрелки вставляют две отвертки и, вибрируя вниз и вверх, снимают минутную стрелку.

Часовую стрелку снимают так же, как и минутную.

Чтобы не поцарапать циферблат при съемке часовой стрелки, следует под кусачки на циферблат подложить кусочек замши или круг из плотной бумаги.

Затем снимают циферблат. Для этого вынимают штифты из ножек циферблата и плоскогубцами или кусачками снимают его.

Циферблат кладут на стол лицевой стороной вниз и на него кладут стрелки, гайку и штифты.

Далее снимают полочку с механизма. Для этого отвертывают два установочных винта. Перед снятием полочки рекомендуется сделать риску на полочке вокруг шайбы винта для облегчения в дальнейшем сборки часов. Полочку и винты с шайбами кладут на циферблат.

После снятия полочки приступают к разборке непосредственно механизма, начиная с задней части механизма (рис. 51), Снимают погон 1 (подвес), для этого вынимают кусачками штифт из кронштейна, освобождая пружинный подвес. Погон и штифт кладут на разборную карту на клетку а.

 

 

 

 

 

 

Рис. 50. Разборная карта для настенных часов с боем.
а — погон (подвес); б — вилка и мост; в — первый боевой молоточек; г — два вторых боевых молоточка; д —
замки; е — рычаг замыкания и замковая шайба; ж — гребенка и замковая шайба; з— кулачок подъема гребенки; и — пусковой рычаг с замковой шайбой; к — часовое колесо с улиткой, л — вексельное колесо; м —
минутная трибка с кулачком; н — вал барабана хода с храповым колесом и соблчкя с ппужипкой; о— вал
барабана боя с храповым колесом и собачка с пружинкой; п — барабан с крышкой механизма хода; р — барабан с крышкой механизма боя. с— гайки крепления платины; т — ходовое колесо; у - промежуточное колесо; ф —центральное колесо; х — добавочное колесо; ц — ветрянка; — пусковое колесо, ш — стопорное колесо;
щ — добавочное колесо; э подъемное колесо со звездочкой; ю — валик первого боевого молоточка; я — валик вторых боевых молоточков

 

 

 

 

Снимают боевые молоточки 5, для чего отвертывают на два-три оборота винты 6 на втулках молоточков и снимают их с осей. Первый боевой молоточек надо положить на клетку в, два вторых — на клетку г.

 

Спускают заводные пружины хода и боя: вначале — пружину хода, затем — пружину боя. Механизм ставят на стол и на вал барабана надевают ключ.

Левой рукой держат механизм, и ^большим пальцем этой руки отводят собачку от храпового колеса; правой рукой поворачивают ключ против часовой стрелки. Так проделывают несколько циклов, пока полностью не будет спущена пружина.

 

Затем снимают вилку 2 и мост 3. Чтобы при сборке точно установить мост на старое место и сохранить без изменения расстояние между зубьями ходового колеса и скобкой вилки, следует иголкой обвести вокруг мостика, чтобы на платине

остался след иголки. После этого отвертывают два винта 4, снимают мост с вилкой и кладут на клетку 6.

 

 

 

Рис. 51. Задняя сторона механизма:
1 — погон; 2 — вилка; 3 — мост вилки; 4 — винт моста; 5 — боевые молоточки; 6 — винты; 7 — винт замка; 5 — замок

 

 

 

 

 

Рис. 52. Подциферблатная сторона механизма:
1 — замковая шайба; 2 — рычаг замыкания; 3- замковая шайба; 4 — гребенка; 5 — подъемный кулачок; б —шайба; 7 — пусковой рычаг, 8 — часовое колесо с улиткой; 9 — замковая шайба; 10 — вексельное колесо; 11 — вал хода с храповым колесом; 12 — барабан хода; 13 — вал боя с храповым колесом; 14 — барабан боя; 15 — гайки крепления платин

 

 

 

 

Затем отвертывают два винта 7 на замках 8 барабанных валов и кладут их на клетку д. Перевертывают механизм и при-

ступают к разборке на подциферблатной стороне механизма (рис. 52). Вначале разбирают рычажную систему боя, для этого:

а) снимают шайбу 1 и рычаг замыкания 2 (кладут на клетку е);

б) снимают шайбу 3 и гребенку 4 (кладут на клетку ж)

в) делают риску на подъемном кулачке и платине, а затем отвертывают винт и снимают подъемный кулачок 5 (кладут на клетку з); снимают шайбу 6 и пусковой рычаг 7 и кладут на клетку и.

После разборки рычажной системы боя приступают к разборке стрелочной колесной передачи.

Перед съемкой часового колеса с механизма обязательно делают риски на платине около часового колеса и на самом колесе,— как бы продолжение одной риски.

Снимают часовое колесо с улиткой 8 и, не передвигая минутную тртбку, делают на ней риску против риски, сделанной ранее на пластине. Часовое колесо кладут на клетку к.

Затем снимают шайбу 9 и вексельное колесо 10 и кладут на клетку л.

Снимают минутную трибку с кулачком и кладут на клетку ж.

Затем снимают вал с храповым колесом 11 из барабана хода 12. Для этого поворачивают вал против часовой стрелки, чтобы крючок вала вышел из отверстия внутреннего конца пружины.

Вал с храповым колесом кладут на клетку н.

Снимают вал с храповым колесом 13 из барабана боя 14, но первоначально вал тоже поворачивают против часовой стрелки, чтобы крючок вала вышел из зацепления с пружиной.

Вал с храповым колесом кладут на клетку о.

Далее снимают барабаны и разбирают их. При снятии барабанов обязательно на их корпусах делают метки, на барабане хода 12—метку X, а на барабане боя 14 — метку Б. Рекомендуется так же делать метки на крышках и барабанах для того, чтобы крышки при сборке ставить на место.

Пружину вынимают из барабана осторожно, виток за витком, чтобы она не могла выскочить произвольно. При вытаскивании пружины надо следить за тем, чтобы она не принимала воронкообразную форму.

Пружины положить на стол и надеть бирки на них с меткой «ход» и «бой», а барабан хода с крышкой — на клетку п, барабан боя с крышкой — на клетку р.

После этого приступают к разборке колесной системы. Отвертывают с подциферблатной стороны четыре гайки 15 с колонок и осторожно снимают платину, кладут ее на стол, а гайки — на клетку с.

 

Снимают с платины поочередно колесную передачу хода (рис. 53) и размещают по клеткам разборной карты: добавочное колесо 1 — на клетку х

центральное колесо 2 — на клетку ф

промежуточное колесо 3— на клетку у

ходовое колесо 4 — на клетку г.

Затем снимают с платины поочередно колесную передачу боя и размещают по клеткам разборной карты: ветрянку 5 — на клетку ц

 

 

 

 

 

Рис. 53. Колесная передача:
1 — добавочное колесо; 2 — центральное колесо; 3 — промежуточное колесо; 4 — ходовое колесо; 5 —ветрянка; 6 — пусковое колесо; 7 —стопорное колесо; 8 — добавочное колесо; 9 — подъемное колесо; 10 — валик первого боевого молоточка; 11 — валик вторых боевых молоточков; 12 — стойки (колонки)
 

 

 

 

 

пусковое колесо 6 — на клетку ч;

 стопорное колесо 7 — на клетку ш;

 добавочное колесо 8 — на клетку щ

 подъемное колесо 9 — на клетку э.

В заключение снять валик 10 первого боевого молоточка и положить на клетку ю и валик 11 вторых двух боевых молоточков — на клетку я.

При съеме валиков молоточков делать метки: одну риску на валике одного молоточка, около валика и на платине. На валике и платине двух молоточков делать по две риски. Эти метки облегчат сборку часов. Платину с колонками положить на стол. На этом заканчивается разборка часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..