Автомобиль УРАЛ-377. Система охлаждения двигателя ЗИЛ-375Я4
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа с принудительной
циркуляцией охлаждающей жидкости.
Емкость системы 30 л, включая подогреватель.
Водяной насос
(фиг. 14) центробежный, установлен на
переднем торце блока цилиндров. Вал насоса вращается в двух шариковых
подшипниках 13 и 11, имеющих сальники.
Место выхода вала из корпуса насоса уплотнено самоподжимным сальником 7.
Сальник состоит из уплотняющей шайбы, резинового уплотнителя и пружины,
прижимающей шайбу к торцу корпуса 2 подшипников.
Выступы шайбы входят в пазы ступицы крыльчатки 6. Специальная обойма 9
удерживает детали сальника в крыльчатке. Полость между подшипниками
заполняют смазкой через пресс-масленку 3.
На переднем конце вала установлена ступица, укрепленная на валу с
помощью разрезной конусной втулки, шпонки и гайки, усилие затяжки гайки
крепления ступицы должно быть 5,5— 7 кгм. Необходимо проверять затяжку
гайки, т. к. ослабление ее может привести к поломке вентилятора и
радиатора.
Радиатор трубчато-пластинчатый имеет четыре ряда трубок и
закрывается герметичной пробкой. Пробка снабжена двумя клапанами: один
открывается при наличии в системе избыточного давления, равного
0,28—0,38 кг/см2, и выпускает в атмосферу пар; этот клапан не допускает
убыли воды даже при повышении температуры воды в радиаторе до 108° С;
другой открывается при разрежении 0,01—0,12 кг/см2 и впускает
атмосферный воздух в радиатор.
При закрытых клапанах система герметична. Для большей теплоотдачи
радиатора к боковинам его прикрепляется кожух вентилятора, внутри
которого вращается вентилятор.
Интенсивность обдува регулируется с помощью жалюзи,
состоящих из набора вертикальных створок.
Управление жалюзи осуществляется из кабины водителя при помощи тросового
привода: при перемещении рукоятки управления приводом на водителя
створки жалюзи открываются.
В выводном патрубке .впускного коллектора двигателя помещен термостат,
автоматически регулирующий температуру охлаждающей жидкости. Термостат
начинает перепускать жидкость при нагреве ее до температуры 70+2 С;
клапан термостата полностью открыт при температуре 85° С.
Во впускном коллекторе установлен электротепловой
импульсный датчик температуры, с помощью которого контролируется
температура жидкости в системе охлаждения. Датчик работает совместно со
стрелочным указателем-термометром, расположенным на щитке приборов.
Для нормальной работы двигателя необходимо, чтобы температура
охлаждающей жидкости поддерживалась в пределах 75—95°С, наивыгоднейшей
является температура 80—90С.
Запрещается работа двигателя под нагрузкой при температуре охлаждающей
жидкости ниже 60°С.
Для сохранения, нормального теплового режима в зимнее время на капот и
облицовку радиатора надевать утеплительные чехлы.
В системе охлаждения установлены три сливных краника: в котле
подогревателя, в передней трубе подогревателя и в патрубке между
радиатором и водяным насосом.
Система охлаждения должна быть всегда заполнена жидкостью. При
применении в качестве охлаждающей жидкости воды сливать ее только в
случае длительной стоянки вне гаража в холодную -погоду. Желательно
потом зали-вать ту же воду.
Заливать чистую, по возможности мягкую (дождевую, речную) воду, не
дающую накипи; при этом пользоваться воронкой с сеткой.
Следует также по мере необходимости промывать систему. Для удаления
накипи пользоваться следующим раствором:
Соляная кислота (синтетическая) 31%-ная
(ГОСТ 857-57)....................5 л
или соляная кислота (техническая) 27,5%-ная
(ГОСТ 1382-42)..................6 л
Ингибитор ПБ-5..........0,1 кг
Уротропин технический (ГОСТ 1381—60) . . . 2,5 кг
Пеногаситель (сивушное масло или амиловый спирт) 0,1 л
Вода .............до 100 л
В качестве пеногасителя можно также применять
скипидар, заливаемый при промывке непосредственно в радиатор в
количестве 2—4 см3 на весь объем раствора.
Уротропин растворить в 30—40 л воды, залитой в деревянный или железный
бак, и после полного растворения долить 20—30 л.
Отдельно в эмалированной или стеклянной посуде растворить ингибитор в
соляной кислоте; залить в общий бак и долить воды до получения общего
объема 100 л. Затем добавить пеногаситель и смесь тщательно перемешать.
Раствор рекомендуется хранить не более семи дней.
Сначала систему охлаждения промыть подогретой водой; затем, сняв
термостат, залить раствор и закрыть пробку радиатора.
Нагреть раствор до 65—70°С и промывать 10 мин. Образующиеся газы и пену
удаляют через шланг, надетый на пароотводящую трубку.
Затем на малых оборотах двигателя промывать систему: два раза теплой
водой по 5 мин, 15 мин раствором 1 г соды и 1 г хромпика на литр воды,
последний раз чистой водой — 10 мин.
При промывке необходимо соблюдать меры 'Предосторожности, так как
соляная кислота может вызвать ожоги, а хромпик — отравление.