Система зажигания на двигателе батарейная экранированная в герметичном
исполнении.
В нее входят распределитель, катушка, свечи, замок зажигания,
соединительные провода и добавочное сопротивление (вариатор). В
низковольтную цепь катушки зажигания включен фильтр подавления
радиопомех.
Распределитель
Распределитель состоит из следующих основных узлов: прерывателя,
распределителя тока высокого напряжения (ротор и крышка с клеммами для
проводов высокого напряжения) и центробежного регулятора опережения
зажигания, обеспечивающего необходимое опережение в зависимости от числа
оборотов коленчатого вала.
Центробежный регулятор начинает работать при 400
об/мин двигателя и при 2400 об{мин опережение зажигания достигает
32—38°. Ручная регулировка октан-корректором позволяет изменять момент
зажигания на 12° в каждую сторону от нулевого положения.
Для подавления радиопомех в крышку распределителя встроено
сопротивление, одновременно выполняющее функции контактного уголька.
При эксплуатации поддерживать контакты прерывателя в исправном состоянии
(следить за их чистотой и регулировкой).
Следить за смазкой трущихся деталей. При этом помнить, что для смазки
распределителя запрещается пользоваться маслом из картера двигателя и
что лишняя смазка вредна. Попадание масла на контакты прерывателя
приводит к быстрому износу их и к нарушению работы распределителя.
Следить за чистотой всех деталей распределителя, особенно изоляционных
(крышка, ротор, контактные разъемы и т. п.).
После каждой даже частичной переборки распределителя необходимо
обеспечить его герметичность, правильно укладывая резиновые
уплотнительные кольца, затягивая до упора крепеж соединения экрана с
корпусом, крышки экрана с экраном, а также гайки высоковольтных выводов,
низковольтного контактного разъема и вентиляционных штуцеров.
Своевременно заменять изношенные уплотнительные резиновые кольца новыми.
Следить за надежностью соединения высоковольтных проводов с клеммами
крышки распределителя и катушки, а также проводов с контактными
разъемами.
Проверять надежность всех соединений деталей экранировки на двигателе и
оберегать от поломок крышку, ротор и уголек в крышке.
Проверять легкость вращения рычажка на оси, для чего отжать его пальцем,
а затем отпустить. Отпущенный рычажок под действием пружины должен
быстро возвратиться в исходное положение, а контакты замкнуться со
щелчком.
В случае слабого замыкания контактов устранить заедание и отрегулировать
натяжение пружины прерывателя в пределах 500—600 г, ослабив винт рычажка
и перемещая пружину за счет эллипсного отверстия.
Удалять с контактов прерывателя грязь и масло, протирая их смоченной в
бензине или спирте тряпкой, не оставляющей волокон. Оттянув рычажок,
дать бензину или спирту испариться и вновь протереть контакты сухой
тряпкой.
Зачищать контакты тонким (около 1 мм) кусочком абразивного шлифовального
круга или стеклянной шкуркой С-100. Сняв рычажок и стойку с
распределителя, контакты можно зачистить на мелкозернистом шлифовальном
круге.
Запрещается применение наждачной бумаги,
напильников и т. п.
При зачистке контактов следует снять бугорок. Не рекомендуется полностью
выводить кратер (углубление) на другом контакте. После зачистки контакты
промыть, просушить и отрегулировать зазор между ними.
Зазор между контактами прерывателя регулировать в пределах 0,3—0,4 мм
следующим образом:
— повернуть валик распределителя в такое положение, при котором выступ
кулачка отожмет подушку рычажка на наибольший зазор между контактами;
— ослабить винт, крепящий стойку неподвижного контакта, и повернуть
отверткой эксцентрик, находящийся в развилке стойки, так, чтобы в зазор
между контактами плотно входил щуп толщиной 0,4 мм без отжима рычажка;
— затянуть винт, крепящий стойку неподвижного контакта, и снова
проверить зазор щупом. Щуп предварительно протереть бензином.
При проверке распределителя разобрать его, осмотреть все детали и
неисправные заменить. Смазать все трущиеся части, фильд кулачка
пропитать в масле и отжать, после этого обеспечить герметичность
распределителя. На период длительного хранения распределитель
законсервировать.
Катушка зажигания
Катушка зажигания служит для преобразования тока низкого напряжения в
ток высокого напряжения.
При монтаже катушки обеспечить плотное соединение подводящих проводов с
клеммами, затянув до отказа накидные гайки штуцеров.
Во время эксплуатации катушки необходимо:
— обеспечивать ее герметичность, следя за затяжкой до упора
высоковольтного штуцера и низковольтных штепсельных разъемов, и
своевременно заменять изношенные уплотнительные резиновые кольца новыми;
— выключать зажигание при неработающем двигателе;
— не допускать ослабления крепления проводов к клеммам крышки;
— оберегать катушку от повреждений; глубокая забоина на кожухе и на
экране катушки может вывести ее из строя.
Свечи зажигания
На двигателе установлены экранированные герметичные свечи разборной
конструкции с диаметром резьбы 14 мм. Для снижения уровня радиопомех в
свечи встроены подавительные сопротивления.
Зазор между электродами свечей должен быть в
пределах
0,5—0,6 мм. Регулировать зазор следует подгибанием только бокового
электрода, но не центрального, так как в этом случае выламывается юбочка
изолятора.
В комплект свечи входят уплотняющая резиновая прокладка, предохраняющая
свечу от попадания в нее влаги в месте ввода провода высокого
напряжения, и уплотняющая шайба под свечу. При монтаже следить, чтобы
шайба и прокладка были на месте.
При разборке свечи необходимо промывать в бензине вкладыш и керамическую
втулку. Момент затяжки накидной гайки не должен превышать 2,5 кгм.
Следует помнить о необходимости осторожного обращения со свечой. Чистить
свечи от нагара нужно в специальном пескоструйном аппарате или вручную
щеткой из тонкой стальной проволоки. При подтяжке сречей на прогретом
двигателе момент затяжки должен быть не более 3,5 кгм.