Ремонт насоса гидроусилителя руля автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322
Для снятия насоса необходимо выполнить следующее:
отпустить контргайку 8 (см. рис. 84) и отвернуть регулировочный винт,
ослабив натяжение ремней; отсоединить шланги; отвернуть болты крепления
неподвижного кронштейна к двигателю, снять насос с натяжным устройством,
предварительно сняв ремни.
Порядок разборки насоса следующий:
закрепить насос за неподвижный кронштейн 10 в тисках;
отсоединить трубку 12 от корпуса клапана расхода и давления;
снять клапан расхода и давления и всасывающий патрубок 7 с насоса;
нанести метку положения шкива 15 относительно корпуса насоса;
отвернуть гайки и отсоединить насос от подвижного кронштейна 6, отметив
положение шлицев вала насоса относительно ранее нанесенной метки на
корпусе насоса;
извлечь стопорное кольцо 4 и выпрес-совать ступицу 1 со шкивом 15 с
подшипников 3\
извлечь стопорное кольцо 2, а затем подшипники из подвижного кронштейна;
отвернуть пробку 12 (см. рис. 85), извлечь плунжер
5 и пружину 3 из корпуса;
закрепить плунжер 5 за нерабочую поверхность (крепить по наружному
диаметру недопустимо), отвернуть пробку 7 и извлечь шарик 4 и пружину
8 с направляющей.
После разборки нужно проверить состояние деталей. Торцевые поверхности
втулок и шестерен насоса, рабочая поверхность плунжера 5 не должны иметь
заметных задиров, а кольцо 5 (см. рис. 83), сальник 3 и уплотнительные
прокладки — повреждений. Не допускаются повреждения ручьев шкива,
трещины на кронштейнах натяжного устройства.
Сборку насоса следует производить в следующем порядке: закрепить плунжер
5 (см. рис. 85) и установить на место пружину 8 с направляющей, шарик 4,
пробку 7 с регулировочными прокладками 12;
отрегулировать давление открытия шарика в специальном приспособлении
регулировочными прокладками 12. Если до разборки не отмечалось резкого
увеличения усилия на рулевом колесе при повороте колес на месте, то
данную регулировку можно не производить;
установить на место плунжер с пружиной 3 и завернуть пробку 14;
установить подшипники 13 (см. рис. 84) в подвижный кронштейн 10 и
закрепить стопорным кольцом;
запрессовать ступицу 15 со шкивом в подшипники и установить стопорное
кольцо 12;
залить 50 см2 масла МТ-16п в подвижный кронштейн 10 так, чтобы масло
заполнило полость ступицы;
подсоединить насос (совместив метки, нанесенные при разборке) к
подвижному кронштейну, предварительно установив прокладку;
установить на место клапан расхода и давления и подсоединить к насосу
всасывающий патрубок 9, подсоединить трубу 4.
Порядок установки насоса на автомобиль следующий: надеть ремни на
приводной шкив двигателя и насоса и закрепить неподвижный кронштейн 6 на
двигателе;
с помощью регулировочного винта 7 отрегулировать натяжение ремней. При
правильном натяжении прогиб в средней части ремня под усилием 4 кгс
должен быть в пределах 10—15 мм;
после регулировки затянуть контргайку 8 и подсоединить шланги.
Ремонт силового цилиндра руля автомобилей
МАЗ-64227, MA3-54322
Порядок снятия цилиндра следующий: отсоединить шланги; отвернуть гайку
20 (см. рис. 86) и выпрессовать шаровой палец 19\
отвернуть гайку и вынуть стопорный болт в месте крепления цилиндра к
кронштейну рамы;
выбить палец крепления цилиндра к кронштейну рамы и снять цилиндр.
Разборка осуществляется в следующем порядке:
закрепить цилиндр в тисках за трубу 12 (ближе к основанию 7). С целью
исключения деформации трубы усилие затяжки должно быть незначительным;
отвернуть болты и снять пластину 3; переместить крышку 13 внутрь трубы
12 настолько, чтобы вынуть полукольца 15;
вытянуть шток 11 вместе с крышкой
13 из корпуса;
снять поршень 10 со штока, а затем крышку;
отвернуть гайку стяжного болта 16, выбить штифт 17 и вывернуть шток из
корпуса наконечника 18.
После разборки детали силового цилиндра необходимо внимательно
осмотреть. На рабочих поверхностях поршня и цилиндра не должно быть
задиров. Фторопластовое кольцо 9 не должно иметь повреждений (трещин,
вырывов и т. д.) Рабочая кромка манжеты 6 не должна иметь вырывов. Не
допускается зазор в соединении штока с наконечником 18, а также трещины
и задиры на рабочих поверхностях сферического подшипника 23.
Сборку цилиндра нужно производить в следующем порядке:
ввернуть шток в корпус наконечника
18 и затянуть его с приложением момента 10—12 кгс • м. Установить штифт,
закернить его в корпусе наконечника с двух сторон и завернуть гайку
стяжного болта 16. При замене штока или корпуса наконечника просверлить
отверстие под штифт;
надеть на шток пластину 3, шайбу 4 грязесъемника,
крышку 13 и закрепить на штоке поршень;
установить в трубу шток с поршнем и крышку так, чтобы можно было ввести
полукольца 15 в кольцевую канавку;
закрепить пластину 3 на крышке так, чтобы она плотно прилегала к торцу
трубы. Грязесъемная шайба 4 должна иметь при этом некоторую свободу
перемещения вдоль штока.
Установку цилиндра производят в порядке, обратном снятию.