Техническое обслуживание и регулировка рулевого
управления автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322
Техническое обслуживание рулевого механизма заключается в периодической
проверке и подтяжке креплений, смазке и проверке герметичности всех
уплотнений.
Инвентарь для заправки масла должен быть совершенно чист, а место для
заливки масла на картере тщательно очищено от грязи. При смене масла в
гидросистеме, которая производится 2 раза в год (при сезонном
обслуживании), следует поднять переднюю ось автомобиля.
Для слива масла из системы необходимо:
отвернуть заливную пробку 1 (см. рис. 87) и сливную пробку 12, слить
масло из бачка и промыть фильтр и бачок керосином;
слить масло из картера рулевого механизма, для чего отвернуть пробку
16 (см. рис. 80);
отсоединить от распределителя трубопроводы гидроцилиндра и опустить их в
емкость и, медленно поворачивая
рулевое колесо вправо и влево до упора, слить масло
из гидроцилиндра.
При смене масла следует обращать внимание на степень загрязненности
сливаемого масла и при необходимости промыть картер свежим.
При заливке свежего масла нужно полностью удалить воздух из системы. Для
этого необходимо: залить масло в бачок и после непродолжительного
времени запустить двигатель, дав ему поработать с малой частотой
вращения;
долить масло в бачок и медленно повернуть рулевое колесо 2 раза до упора
вправо и влево, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из масла
в бачке. Произвести доливку масла до необходимого уровня.
Регулировка натяжения ремней привода насоса осуществляется винтом 9 (см.
рис. 84). При правильном натяжении прогиб в средней части ремня под
усилием 4 кгс должен быть в пределах 10—15 мм. После регулировки винт 9
нужно законтрить контргайкой 8.
Для диагностирования работы гидросистемы рулевого управления нужно
помнить следующее: при прохождении нейтрального положения золотником
(поворот рулевого колеса влево-вправо от среднего положения) и
температуре рабочей жидкости 50 ±5 ЭС давление в напорной магистрали не
должно превышать
3 кгс/см-1;
при частоте вращения коленчатого вала 1500 мин-1 и крайнем (левом или
правом) положении управляемых колес максимальное давление в напорной
магистрали не должно превышать 110 кгс/см2.
Регулировка рулевого механизма включает регулировку подшипников винта и
зацепления зубчатого сектора и гайки-рейки. Регулировку механизма
необходимо начинать с подшипников винта в такой последовательности:
снять рулевой механизм (см. подраздел «Ремонт рулевого механизма»);
слить рабочую жидкость из рулевого механизма, отвернув сливную пробку;
закрепить рулевой механизм в тисках за проушины корпуса в горизонтальном
положении вверх сектором;
поворотом входного вала 7 (см. рис. 80) установить
гайку-рейку 4 и сектор 8 в одно из крайних положений (левое или правое);
определить момент, необходимый для проворачивания входного вала 7 по
направлению из крайнего положения в среднее (примерно на угол 30ь). Если
момент меньше 0,1 кгс-м, необходимо отрегулировать натяг в подшипниках
1, уменьшив количество прокладок 9.
После регулировки момент, необходимый для проворачивания входного вала
7, должен находиться в пределах 0,1 —1,6 кгс-м. Для проверки наличия
люфта в зубчатом зацеплении нужно вращением входного вала 7 установить
гайку-рейку и зубчатый сектор в среднее положение (полное число оборотов
входного вала делится пополам), установить сошку на вал сектора 8.
Покачиванием сошки в обе стороны определить наличие люфта (при наличии
люфта слышен стук в зубчатом зацеплении и, кроме того, вал сектора
поворачивается, а входной вал 7 неподвижен).
Для регулировки зубчатого зацепления необходимо снять крышки 19 и 15 и
повернуть эксцентричные втулки 12 по часовой стрелке на один и тот же
угол (если смотреть со стороны вала сектора) настолько, чтобы исключить
зазор в зубчатом зацеплении. Установку крышек 15 и 19 производить таким
образом, чтобы штифты 14 вошли в отверстия во втулках 12, расположенных
в одной диаметральной плоскости с резьбовыми отверстиями в корпусе 3 под
крепление крышек. При незначительном несовпадении отверстий И с
резьбовыми отверстиями корпуса 3 втулки 12 нужно повернуть в ту или
другую сторону до совпадения вышеуказанных отверстий, обратив при этом
внимание на отсутствие зазора в зубчатом зацеплении. Штифты 14 должны
располагаться друг против друга по одной линии. Крышки 15 и 19 после
регулировки могут быть повернуты йа 90, 180 и 270ь относительно
положения до регулировки.
После регулировки и установки крышек 15 и 19 момент, необходимый для
проворачивания входного вала 7, в среднем положении должен быть в
пределах 0,27—0,42 кгс-м.
Возможные неисправности рулевого управления в целом и отдельных его
узлов, способы их устранения приведены в табл. 11.