ПЕРЕДНИЙ МОСТ И РУЛЕВЫЕ ТЯГИ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-64227, MA3-54322
Устройство
Основной несущей деталью переднего моста является балка 33 (рис. 72) Она
изготовляется методом горячей штамповки из стали 40 и имеет двутавровое
сечение с площадками на верхней полке для крепления рессор.
С целью повышения износостойкости поверхность шкворня подвергается
закалке ТВЧ по твердости HRC 57 —64. Нижняя цилиндрическая шейка шкворня
опирается на бронзовую втулку, запрессованную в ушко поворотной цапфы.
Так как ушки поворотной цапфы обработаны в линию и имеют одинаковый
диаметр а диаметр верхнего конца шкворня меньше диаметра нижнего, го
сверху на шкворень устанавливается стальная втулка, которая компенсирует
разность в указанных диаметрах и одновременно является распорной
втулкой. Втулка вместе со шкворнем поворачивается в бронзовой втулке 22
верхнего ушка поворотной цапфы.
На резьбовой конец шкворня навернута гайка, с помощью которой устраняют
зазор в коническом соединении шкворня с балкой передней оси. Гайка
стопорится замковой шайбой.
Между нижним ушком поворотной цапфы и балкой расположен упорный
шариковый подшипник 31. Балка опирается на этот подшипник через опорную
шайбу 25, прилегающую к нему плоской стороной, а к балке -сферической
поверхностью, что обеспечивает правильную самоустаиовку подшипника. При
таком соединении балки передней оси с поворотной цапфой горизонтальные
нагрузки воспринимаются бронзовыми втулками, запрессованными в ушки
поворотной цапфы, а вертикальные — упорным шариковым подшипником.
Для свободного вращения при ограниченном вертикальном перемещении
поворотной цапфы и связанного с ним колеса на шкворне между верхним
ушком поворотной цапфы и балкой передней оси имеется зазор, который
должен быть в пределах 0,1—0,4 мм. Для обеспечения заданного зазора
между верхним ушком поворотной цапфы и балкой установлены металлические
регулировочные шайбы 23. Поворотные цапфы соединены с рулевой трапецией.
Продольная рулевая тяга (рис. 73) изготовлена из трубы. Сферическая
часть пальца 1, входящего в продольную тягу, охватывается двумя сухарями
2 и 8. Для повышения
износостойкости соединения сферические поверхности сухаря и пальца
обработаны до высокой чистоты и, кроме того, палец закален ТВЧ, а сухарь
подвергнут цементации и объемной закалке.
Сферическая головка пальца поджимается к сухарям пружиной 4, натяжение
которой регулируется пробкой 5. Благодаря пружине автоматически
устраняется зазор, возникающий при износе деталей. Шаровые пальцы
с сухарями смазываются через масленку и уплотняются
уплотнителем 10. Поперечная рулевая тяга (рис. 74) так же, как и
продольная, трубчатая. В отличие от продольной тяги длину поперечной
можно изменять, что необходимо для регулировки схождения колес. Поэтому
на концы трубы 2 поперечной тяги навернуты стальные наконечники 1 и 3,
отличающиеся между собой направлением резьбы.
Шаровая головка пальца 5 поперечной тяги охватывается сухарями 4 и 10,
поджимаемыми пружиной 9. Натяжение пружины регулируется пробкой 6.
Шаровые пальцы смазываются через масленки, ввернутые в головки
наконечников тяги.
На конических роликовых подшипниках поворотной цапфы вращается ступица 8
(см. рис. 72) переднего колеса. Подшипники закреплены на цапфе гайкой 13
с замковым кольцом 12 и контргайкой 10 с шайбой 9.
Ступицы колес, отлитые из ковкого чугуна, с наружной стороны имеют шесть
фигурных спиц, к которым при помощи болтов закреплены диск 7 и тормозной
барабан 6.