Техническое обслуживание и регулировка автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322

  Главная      Автомобили - МАЗ     МАЗ-64227, MA3-54322. Устройство, техническое обслуживание, ремонт (М.С. Высоцкий, Л.X. Гилелес) - 1987 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Техническое обслуживание и регулировка автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322

При осмотре переднего моста необходимо обратить внимание на степень затяжки конусного соединения
шкворня и на состояние упорного подшипника. При износе упорного

подшипника увеличивается зазор

между верхним ушком поворотной цапфы и балкой, который не должен превышать 0,4 мм. При необходимости следует ставить металлические прокладки.

Особое внимание обращают на величину износа шкворня и втулок поворотной цапфы. Изношенные

бронзовые втулки цапфы заменяют новыми. Нужно регулярно проверять крепление пальцев шаровых сочленений продольной и поперечной тяг, крепление рычагов рулевой трапеции к поворотным цапфам.

Требуют регулярной проверки углы установки передних колес, так как вследствие износа и деформации деталей углы во время эксплуатации могут изменяться. При правильном угле развала разность расстояний Н и В должна быть 7—11 мм (рис. 75). Угол схождения колес в горизонтальной плоскости устанавливают регулировкой длины попе-

речной рулевой тяги, на концах которой имеется правая и левая резьба.

 

 

 

Рис. 74. Поперечная рулевая тяга:
1,3 — наконечники; 2 — тяга; 4 — сухарь; 5 — палец; 6 — пробка; 7 — болт; 8 — крышка; 9 — пружина; 10 — сухарь

 

 

 

При установке передних колес для движения по прямой расстояние Б между торцами тормозных барабанов в горизонтальной плоскости сзади должно быть больше расстояния А спереди на 3—5 мм (см. рис. 75).

Для регулировки схождения колес нужно ослабить затяжку болтов хомутов обоих наконечников поперечной рулевой тяги и вращением тяги (ввертыванием ее в наконечник при большом схождении и вывертыванием — при недостаточном) изменить ее длину так, чтобы обеспечить нормальную величину схождения колес. После регулировки тщательно затянуть гайки стяжных болтов хомутов наконечников тяги.

Угол поворота левого колеса влево и правого колеса вправо должен быть 36°. Регулировку углов поворота колес производят изменением длины упорных болтов, ограничивающих поворот колес. Упорные болты ввернуты в выступы рычагов рулевой трапеции. При вывертывании болта из рычага угол поворота колеса уменьшается, и наоборот.

При регулировке шаровых сочленений продольной рулевой тяги регулировочную гайку 5 (см. рис. 73) завертывают до упора с приложением момента 12—16 кгс-м, а затем отвертывают ее на 1/8—1/12 оборота. Крышку 6 устанавливают на место, повернув ее на 120° относительно первоначального положения, и край крышки обжимают в паз наконечника 3 для стопорения гайки 5.

Крышку 6 необходимо поворачивать на 120° при каждой регулировке шарового сочленения, предварительно выпрямив деформированный участок крышки. Шаровые сочленения поперечной рулевой тяги и силового цилиндра усилителя руля регулируются аналогично.

Для проверки затяжки подшипников ступиц нужно поднять колесо домкратом и накачиванием его с помощью монтировки определить наличие люфта, а поворотом колеса —легкость вращения. При наличии люфта или тугого вращения колеса производят регулировку подшипников ступицы.

Регулировку подшипников ступиц колес производят с особой тщательностью. Подшипники могут разрушаться при слишком слабой затяжке от возникающих во время движения ударов, при чрезмерной затяжке — вследствие их нагрева и вытекания смазки.

Для регулировки затяжки подшипников ступиц передних колес нужно выполнить следующее:

поднять переднюю часть автомобиля домкратом, снять крышку ступицы, ослабить гайку 10 подшипника (см. рис. 72) и проверить, свободно ли вращается колесо от толчка рукой. Если колесо вращается не свободно, то выяснить причину, для чего снять ступицу и проверить, не вызвано ли это повреждением сальника или подшипника, устранить недостаток и только после этого приступить к регулировке;

затянуть гайку подшипника ключом с длиной плеча 400 мм усилием 30 кгс так, чтобы колесо туго вращалось от руки. При затягивании гайки

 

 

 

Рис. 75. Установочные параметры колес

 

 

 

нажимать на ключ плавно, без рывков. Одновременно с затяжкой вращать колесо, чтобы ролики заняли правильное положение;

отвернуть гайку подшипника примерно на 30° (расстояние между двумя соседними отверстиями замковой шайбы). Если штифт гайки находится между отверстиями замковой шайбы, повернуть гайку в сторону увеличения зазора (до очередного отверстия); суммарный угол отворачивания гайки не должен превышать 60°; после этого колесо должно вращаться свободно, но без заметного зазора;

установить замковую шайбу 12, стопорную шайбу 9 и, затянув до отказа контргайку 10, застопорить ее отгибом шайбы;

проверить еще раз вращение ступицы. Ступица должна легко проворачиваться от усилия рук, при этом не должно ощущаться осевого люфта.

 


Ремонт переднего моста обычно заключается в замене шкворневых втулок и значительно реже — шкворня и распорной втулки (в случае многократных замен втулок шкворня) и опорного подшипника.

Необходимость такого ремонта можно определить, подняв одно колесо на домкрате и покачивая его с помощью монтажного лома. Перед этим следует исключить люфт в подшипниках ступицы колеса.

Для замены втулок шкворня передний мост необходимо снять с автомобиля. Порядок снятия переднего моста следующий;

ослабить гайки стремянок рессор; поднять переднюю часть автомобиля и поставить на подставки или козлы;

снять амортизаторы; отсоединить продольную рулевую тягу от поворотного рычага и тормозные шланги от тормозных камер;

отворачивая гайки стремянок рессор, освободить балку моста;

выкатить передний мост из-под шасси автомобиля.
Разборку и сборку переднего моста удобнее производить на специальном стенде. Порядок разборки следующий: снять колеса, диски ступиц колес; отсоединить и снять поперечную рулевую тягу 32 (см. рис. 72);

снять наружную крышку ступицы, отвернуть гайки 13 подшипников и снять ступицу 1 (рис. 76) с барабаном, не повредив сальник;

снять регулировочный рычаг 19 (см. рис. 72), оттяжные пружины колодок, колодки 26 и вынуть разжимной кулак 18

снять суппорт 28;

снять рычаг продольной рулевой тяги и рулевой трапеции;

отвернуть гайку шкворня и с помощью приспособления выпрессовать шкворень 20\

снять поворотный кулак 11, подшипник шкворня 31, сферическую шайбу 25 и регулировочные прокладки 23.

Дальнейшая разборка при необходимости производится в такой последовательности:

установить ступицу в сборе с барабаном на верстаке;

снять крышку сальника ступицы и извлечь сальник 16

вынуть внутренний подшипник 15 и выпрессовать наружное кольцо при помощи съемника (рис. 77);

перевернуть ступицу и выпрессовать наружное кольцо наружного подшипника при помощи съемника.

Разобранные детали переднего моста промывают и тщательно осматривают. Изношенные или поврежденные детали заменяют новыми.

Проверка отверстия под шкворень производится специальным конусным калибром, больший диаметр конуса которого 50 мм, конусность 1:10. При постановке в отверстие калибр не должен иметь качаний, осевое смещение его не должно превышать 1,5 мм. Износ большой шейки шкворня и распорной втулки по наружному диаметру допускается до диаметра 49,97 мм. В случае большего износа детали подлежат замене.

Характерными дефектами поворотных кулаков является износ бронзовых втулок шкворня и износ шеек под под-шипники. Втулки шкворня заменяют в случае, когда зазор в сопряжении шкворень—втулка превышает 0,1 мм. После запрессовки новых втулок их развертывают до диаметра 50+0’039 мм. Развертывание втулок производят «в линию» специальной разверткой, имеющей направляющие для обеспечения соосностей отверстий втулок.

При развертывании втулок нужно выполнить следующее: запрессовать в поворотный кулак бронзовую втулку 2 шкворня (рис. 78, а) и посадить специальную направляющую втулку 3 во второе отверстие под втулку шкворня;

развернуть бронзовую втулку шкворня;

извлечь направляющую втулку и на ее место запрессовать вторую бронзовую втулку шкворня;

развернуть вторую втулку шкворня (вновь запрессованную), при этом режущую часть развертки пропустить через ранее развернутую (первую) втулку шкворня, которая служит направляющей для второй втулки (рис. 78, б).

Предельный износ шеек под подшипники: под наружный до диаметра

59,94 мм, под внутренний до диаметра 69,93 мм.

В случае наличия ощутимых зазоров в шарнирных соединениях тяг рулевой трапеции шарниры разбирают и после смены изношенных деталей регулируют. На рабочих поверхностях подшипников не должно быть выкрошенных мест, трещин, вмятин, шелушений. Ролики и сепараторы не должны иметь разрушений.

Сборку переднего моста производят в порядке, обратном разборке. При этом особое внимание обращают на надежность крепления шаровых пальцев тяги рулевой трапеции, рычагов рулевых тяг и суппортов переднего тормоза с поворотным кулаком. Если в соединениях пальцев с рычагами после затяжки гаек ощущается качка, то необходимо изношенные детали заменить новыми.

Установку передней оси на автомобиль производят в последовательности, обратной снятию. После установки оси

на автомобиль необходимо проверить регулировку подшипников ступиц колес (в сборе с колесом), произвести регулировку схождения колес и проверить углы поворота колес.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..