Техническое обслуживание автомобилей МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516
Ежедневно проверять натяжение ремня привода компрессора. Ремень должен
быть натянут так, чтобы при нажатии посредине короткой ветви ремня силой
3 кГ прогиб его был равен 5—8 мм. Если ремень прогибается больше или
меньше указанной величины, то отрегулировать его натяжение, так как
уменьшенное или завышенное натяжение может привести к преждевременному
износу ремня.
Порядок регулировки следующий:
ослабить гайку крепления оси шкива натяжного устройства и гайку
болта-натяжителя;
вращая болт-натяжитель по часовой стрелке,
отрегулировать натяжение ремня;
затянуть гайки крепления оси болта-натяжителя.
От надежности уплотнения подводящего масляного канала в задней крышке
компрессора зависит общий расход масла компрессором. Поэтому
периодически через 10 000—12 000 км пробега автомобиля снимать заднюю
крышку и проверять надежность уплотнения.
При необходимости детали уплотнительного устройства промыть в дизельном
топливе и тщательно очистить от закоксовавшегося масла.
Через 40 000—50 000 км пробега снять головку компрессора, очистить от
нагара поршни, клапаны, седла, пружины и воздушные каналы, снять и
продуть всасывающий шланг. Одновременно проверить состояние
разгрузочного устройства и герметичность клапанов. Не обеспечивающие
герметичность изношенные клапаны притереть к седлам, а если это не
удается, заменить их новыми. Новые клапаны следует также притереть.
При проверке разгрузочного устройства обращать внимание на перемещение
плунжеров в гнездах, которые без заеданий должны возвращаться в исходное
положение под действием пружин. Требуется также проверять герметичность
соединения плунжера с гнездом. Причиной недостаточной герметичности
может являться изношенное резиновое кольцо плунжера, которое в этом
случае заменить новым.
При проверке и замене колец головку компрессора не снимать, а снять
патрубок подвода воздуха, вынуть коромысло и пружину. Плунжер из гнезда
достают проволочным крючком, который вводят в отверстие диаметром 2,5
мм, имеющееся в торце плунжера, или же подводят воздух в горизонтальный
канал разгрузочного устройства.
Перед установкой на место плунжеры смазать смазкой ЦИАТИМ-201, ГОСТ
6267-59.
Полный слив воды из головки и блока цилиндров компрессора обеспечивается
через вентильный краник, который расположен на угольнике отвода воды из
компрессора. При появлении в компрессоре стуков в результате увеличения
зазора между подшипниками шатунов и шейками коленчатого вала заменить
вкладыши шатунов компрессора.
Если компрессор не обеспечивает необходимого давления в системе,
проверить прежде всего состояние трубопроводов и их соединений, а также
герметичность клапанов и регулятора давления. Герметичность проверяют на
слух или, если утечка воздуха небольшая, при помощи мыльной воды.
Вероятными причинами утечек воздуха могут быть негерметичность
диафрагмы, что -будет проявляться через резьбовые соединения верхнего
корпуса или через отверстие в нижнем корпусе, если нарушена
герметичность клапана. Негерметичные детали заменить.