ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРИВОДА ТОРМОЗОВ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516
Применение пневматической системы привода тормозов облегчает работу
водителя и повышает эффективность действия колесных тормозов при
сравнительно небольших усилиях водителя.
Сжатый воздух в пневматическую систему привода тормозов нагнетается
компрессором 2 (см. рис. 98). Давление поступающего в систему воздуха
регулируется регулятором 4 давления, а в случае его неисправности —
предохранительным клапаном 5. От компрессора сжатый воздух поступает к
двум последовательно отсоединенным между собой воздушным баллонам 13. В
нижней части баллона имеется спускной кран для отстоя. От другого
баллона воздух, отстоявшийся от конденсата и масляных паров, по одной из
магистралей подводится к предохранительному клапану и регулятору
давления. При увеличенном давлении воздуха регулятор воздействует на
разгрузочное устройство компрессора, в результате чего давление
уменьшается до установленной нормы.
По другой магистрали от воздушного баллона сжатый воздух поступает к
тормозному крану 14. Нижний цилиндр комбинированного тормозного крана
сообщается воздухопроводами 18 и 21 с тормозными камерами 15 автомобиля.
К верхнему цилиндру подводится воздухопровод 22, который сообщается с
магистралью прицепа. Для этого на конце воздухопровода установлен
разобщительный кран 23 и соединительная головка 24.
Магистраль прицепа подключена, если рукоятка разобщительного крана
установлена вдоль корпуса крана, и отключена, если рукоятка расположена
под углом 90° к корпусу крана. Угол поворота рукоятки ограничен выступом
на ней и пазом в корпусе. Магистрали автомобиля и прицепа сообщаются с
помощью составной соединительной головки, одна из частей которой
установлена на автомобиле, а другая — на прицепе.
Один из указателей (манометров) указывает давление воздуха в воздушном
баллоне, а другой — в тормозных камерах автомобиля. Для этого в
соответствующих магистралях установлены датчики давления воздуха.
5.
КОМПРЕССОР АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516
Устройство
Компрессор (рис. 102)—поршневой двухцилиндровый, приводится в действие
клиновидным ремнем от шкива вентилятора. Головка цилиндров и картер
прикреплены к блоку цилиндров шпильками, а картер к двигателю болтами. В
средней части блока цилиндров имеется полость, в которой расположено
разгрузочное устройство компрессора.
Система смазки компрессора смешанная. Масло подводится под давлением от
масляной магистрали двигателя к шатунным подшипникам. Стекающее из
подшипников шатуна масло разбрызгивается, превращается в масляный туман
и смазывает зеркало цилиндра.
Жидкость для охлаждения компрессора поступает по трубопроводу из системы
охлаждения двигателя в блок цилиндров, оттуда в головку и отводится во
всасывающую полость водяного насоса.
Поступающий в компрессор воздух попадает под пластинчатые впускные
клапаны 18, расположенные в блоке цилиндров. Впускные клапаны
размещаются в направляющих 19, которые ограничивают их боковое смещение.
Сверху клапаны поджимаются к седлу пружиной впускного клапана.
Перемещение клапана вверх ограничивается направляющим стержнем пружины.
Когда поршень движется вниз, над ним в цилиндре
создается разрежение. Канал сообщает надпоршневое пространство с
полостью над впускным клапаном. Поэтому поступающий в компрессор воздух
преодолевает силу пружины 17 впускного клапана, приподнимает его и
устремляется в цилиндр за поршнем. При движении поршня вверх воздух
сжимается, преодолевая силу пружины нагнетательного клапана, отрывает
его от седла и в образовавшиеся щели поступает из головки по
трубопроводам в пневматическую систему автомобиля.
Разгрузка компрессора осуществляется методом перепуска воздуха через
открывающиеся впускные клапаны следующим образом.
При достижении в пневматической системе максимального давления 7—7,5 кГ/см2
срабатывает регулятор давления, пропускающий при этом сжатый воздух в
горизонтальный канал разгрузочного устройства.
Под воздействием повышенного давления плунжеры 24 вместе со штоками 22
приподнимаются, преодолевая давление пружин впускных клапанов, и
коромысла 23 отрывают одновременно от седла оба впускных клапана. В
образовавшиеся щели через каналы воздух проходит из цилиндра в цилиндр,
в связи с чем поступление сжатого воздуха в пневматическую систему
автомобиля прекращается.
После снижения давления воздуха в системе понижается его давление в
горизонтальном канале, сообщенном с регулятором давления, плунжеры и
штоки разгрузочного устройства под воздействием пружин опускаются,
впускные клапаны садятся на свои седла и вновь повторяется процесс
нагнетания воздуха в пневмосистему.
Большую часть времени компрессор работает без нагрузки, перекачивая
воздух из одного цилиндра в другой. Нагнетание воздуха в пневмосистему
происходит только при падении давления ниже 6,5—6,8 кГ1см2. Этим
достигается ограничение давления в пневмосистеме и уменьшаются износы
деталей компрессора.