ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516
Автомобили МАЗ имеют 24-вольтовую систему электрооборудования (рис.
108). Щиток приборов откидной, что обеспечивает свободный доступ к
приборам, выключателям и их контактам.
Блоки предохранителей смонтированы под откидной крышкой панели приборов
и защищают от перегрузок и коротких замыканий основные цепи системы
электрооборудования, в том числе цепи включения стартера, зарядки
аккумуляторной батареи, возбуждения генератора, освещения и световой
сигнализации.
Для отключения цепей обмотки возбуждения генератора, приборов,
указателей поворота на стоянках во избежание разрядки аккумуляторных
батарей и случайных включений, а также для
включения стартера на щитке приборов автомобилей с
правой стороны установлен замок-включатель электрических цепей и
стартера.
При установке ключа в замок-включатель замыкаются цепи обмотки
возбуждения генератора и приборов и подается напряжение в цепь
указателей поворотов. При дальнейшем повороте ключа по часовой стрелке
замыкается реле стартера и включается стартер.
При движении автомобиля ключ должен находиться в замке-включателе, а на
стоянках его следует вынимать для предотвращения разрядки аккумуляторных
батарей.
Для защиты системы электрооборудования от коротких замыканий служит
включатель массы батарей, который позволяет в случае необходимости
отсоединить аккумуляторные батареи от всей электрической цепи
автомобиля, не прибегая к отсоединению проводов непосредственно на
батареях.
Включатель смонтирован на переднем кронштейне аккумуляторного ящика.
1. АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ
На автомобилях установлены две батареи по 12 в типа 6ТСТ-165 или
6СТМ-128, соединенные последовательно.
При ежедневном обслуживании автомобиля батарею очищать от пыли и грязи.
Электролит, пролитый на поверхность батарей, вытирать чистой ветошью,
смоченной в растворе нашатырного спирта или 10-процентном растворе
кальцинированной соды. Окислившиеся выводные штыри батарей и наконечники
проводов очищать и смазывать техническим вазелином. Систематически
проверять крепление батареи в гнезде, прочищать вентиляционные отверстия
в пробках аккумуляторов. Для предупреждения порчи выводных штырей и
образования трещин в мастике нельзя допускать натяжения проводов.
Рис. 108. Схема электрооборудования автомобилей
МАЗ-500А и МАЗ-516:
После определения плотности электролита в
аккумуляторной батарее определить разряженность ее по табл. 13 с учетом
исходной плотности электролита полностью заряженной батареи.
Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом,
снять с автомобиля и поставить на подзарядку.
Через каждые 10—15 дней проверять целостность бака, отсутствие трещин и
просачивание электролита, уровень электролита в
каждом аккумуляторе (в батареях типа 6ТСТ-165
нормальный уровень электролита определяется нижним краем тубуса заливной
горловины, а в батареях 6СТМ-128 уровень электролита должен быть на
15—20 мм выше предохранительного щитка, установленного над сепараторами)
и доводить его до нормы доливкой дистиллированной водой. Доливать в
аккумуляторы электролит воспрещается, за исключением тех случаев, когда
точно известно, что его уровень понизился за счет выплескивания. В табл.
14 приведена плотность электролита в зависимости от климатического
района.
Таблица 13
Плотность электролита, приведенная к температуре -j-15°C