Уход за колесами и шинами автомобилей MA3-5335, МАЗ-5549, МАЗ-5429, MA3-5430, МАЗ-504В

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобили МАЗ-5335, МАЗ-5549, МАЗ-5429, МАЗ-5430, МАЗ-504В: техническое описание и инструкция по эксплуатации

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

Уход за колесами и шинами автомобилей MA3-5335, МАЗ-5549, МАЗ-5429, MA3-5430, МАЗ-504В

 

 


Ежедневно перед выездом следует проверить затяжку гаек крепления колес. При затяжке гаек не следует наращивать плечо ключа, так как это может привести к срыву резьбы или скручиванию болтов.

Замочное кольцо съемного борта следует тщательно укладывать в канавку на ободе.

Для увеличения срока службы шин надо поддерживать нормальное давление в них.

При эксплуатации автомобильных шин необходимо строго придерживаться следующих основных правил:

1. Ежедневно перед выездом проверять давление в шинах и при необходимости доводить его до нормы. Уменьшение внутреннего давления в шинах прошв кормы на 25% снижает срок службы их примерно на 25—40%.

2. Не следует перегружать шипы. Груз должен равномерно распределяться по кузову автомобиля. Для перевозки длинномерных грузов следует использовать прицепы-роспуски. Нельзя допускать загрузку автомобиля выше его номинальной грузоподъемности.

Перегрузка шин на 25% снижает срок их службы примерно на 40%.

3. Торможение автомобиля необходимо осуществлять плавно, не допуская скольжения колес, так как это приводит к повышенному износу протектора.

4. Цепи противоскольжения надевать только при действительной необходимости и снимать их, как только необходимость миновала.

5. Следить за тем, чтобы на шины не попадали топливо, масло и другие нефтепродукты, гак как это быстро выводит их из строя.

6. Не допускать комплектование автомобиля шинами с различными типами рисунка протектора. Разница в глубине рисунка протектора сдвоенных шин не должна превышать 3 мм (при замере канавки рисунка протектора по центру беговой дорожки). Большая разница приводит к постоянной работе шестерен дифференциала, излишним износам и потерям на трение в дифференциале.

Перестановку шип рекомендуется производить при выявлении технической необходимости (повреждение шин, необходимость правильного подбора сдвоенных шин, обеспечение эксплуатации более надежных шин на передней оси автомобиля, неравномерный интенсивный износ рисунка протектора шин и др.). Схема перестановки шин приведена на рис. 87.

7. Периодически проверять состояние ограничителей проворачивания колес. При срезе ограничителей необходимо перед снятием колеса со ступиц для приварки новых ограничителей выпустить воздух из камер (с целью безопасности).

Порядок демонтажа шин следующий:

1. Положить колесо бортовым кольцом вверх и выпустить воздух из камеры,
 

 

 

 

Рис. 87. Схема перестановки шин

 

 

 

 

2. Вставить прямую лопатку между бортовым кольцом и шиной и отжать борт шины вниз (рис. 88, а).

3. В образовавшийся зазор между бортовым кольцом и шиной вставить вилочную лопатку таким образом, чтобы прямая лопатка находилась в пазу вилочной лопатки, а сами зубья вилочной лопатки надежно подхватывали бортовое кольцо (рис. 88,б).

4. Последовательно передвигаясь по окружности колеса и отжимая борт шины прямой и вилочной лопатками, снять борт шины с конической полки замочного кольца (рис. 88, в).

5. Вставить конец прямой лопатки в прорезь на замочном кольце и отжать кольцо из замочной канавки, при этом вилочной лопаткой приподнять замочное кольцо вверх (рис. 88, г).

6. Удерживая замочное кольцо вилочной лопаткой в приподнятом положении, завести конец прямой лопатки под торец замочного кольца и выжимать замочное кольцо, пока оно не выйдет полностью из замочной канавки обода (рис. 88, д).

7. Вынуть бортовое кольцо и, перевернув колесо, снять борт шины с обода с помощью прямой и вилочной лопаток (рис. 88, е).

Порядок монтажа шин:

1. Вложить камеру в шику и вставить ободную ленту, предварительно пересыпав камеру тальком.

2. Надеть шину на обод и вставить вентиль в вентильный паз; при этом следить за тем, чтобы не было перекоса вентиля (рис. 89, а).

3. Надеть бортовое ко ль до и вставить замочное кольцо средней частью относительно разреза в замочную канавку (рис. 89,б).

4. Вдавить замочное кольцо (сначала одну часть кольца, затем другую) до посадки его в замочную канавку.

5. Накачать шину до нормального давления и навернуть на вентиль колпачок; при этом следует убедиться, что бортовое кольцо плотно удерживается замочным.

При монтаже и демонтаже шин применение кувалд запрещайся. При накачке шины р гаражных условиях для обеспечения безопасности следует предусматривать специальное ограждение. При накачке шипы в дорожных условиях се необходимо положить
замочным КОЛЬЦОМ вниз.
 

 

 

 

 

 

 

Порядок установки колеса на ступицу следующий:

1. Установить колесо на ступицу, надеть прижимы на болты крепления колес и навернуть гайки.

2. Произвести затяжку гаек колес в следующем порядке: сначала затянуть верхнюю гайку, а затем диаметрально противоположную ей. Остальные гайки нужно затягивать также попарно (крест-накрест).

Рекомендуется затяжку гаек производить в несколько приемов и проверять при этом торцовое биение колеса. Для этого к торцу колеса нужно установить угольник или отвес и, вращая колесо рукой, определить максимальное отклонение колеса от угольника, которое не должно быть более 8 мм при замере по торцу шины.

В случае большего отклонения следует ослабить гайки колес и снова произвести их затяжку в изложенной выше последовательности, добиваясь при этом уменьшения биения колеса.

Следует помнить, что движение автомобиля с осевым биением колеса свыше 8 мм категорически запрещается.

При затяжке гаек крепления задних колес прижимы не должны упираться в торец спицы.

Регулировку подшипников передних и задних колес производят следующим образом. Заднюю ступицу монтируют на двойном коническом и роликовом цилиндрическом подшипниках. Переднюю ступицу монтируют на двух конических роликоподшипниках.

Для проверки затяжки подшипников ступиц колес следует поднять домкратом и провернуть от руки колесо автомобиля. Если колесо вращается туго, причем это тугое вращение не является следствием трения тормозных колодок о барабан, или при покачивании колеса чувствуется зазор, необходимо произвести регулировку затяжки подшипников передней ступицы.

Для задних ступиц легкость вращения может нарушаться заеданием шестерен колесного редуктора или дифференциала; чтобы выяснить причину, необходимо снять крышки ступицы или картера моста и осмотреть шестерки редуктора или дифференциала, а при необходимости вынуть полуось с шестерней.

Подшипники передней ступицы регулируют в следующем порядке (см. рис. 29):

1. Снять крышку ступицы и ослабить гайку подшипника, затем, поворачивая колесо, проверить легкость его вращения. В случае тугого вращения необходимо снять ступицу и выяснить, не вызвано ли это повреждением сальника или подшипника.

2. Поворачивая колесо, затянуть гайку подшипника до тугого вращения колеса. Для этого необходимо приложить усилие примерно 30 кг к концу воротка (с ключом) длиной 400 мм.

3. Отвернуть гайку подшипника примерно на 30° (на расстояние между двумя соседними отверстиями замковой шайбы). Если штифт гайки находится между отверстиями замковой шайбы, необходимо повернуть гайку в сторону увеличения зазора (до очередного отверстия); суммарный угол отворачивания гайки не должен превышать 60°.

4. Установи на замковую шайбу, шайбу контргайки и, навернув до отказа контргайку, застопорить ее по грани отгибом шайбы.
Подшипники задней ступицы не регулируются.

При установке ступицы задних колее должна обязательно обеспечиваться комплектная установка двойного конического подшипника в соответствии с комплектовочной маркировкой ГПЗ, нанесенной на торцах обойм и наружном диаметре распорного кольца.

Правильная установка подшипников задней ступицы обеспечивается тугой затяжкой внутренних колец этих подшипников при помощи гайки, замковой шайбы и контргайки, навернутых па кожухах полуосей через водило колесной передачи, так как наружный подшипник ступицы колеса установлен на внутренней чашке водила.

Для подтягивания гаек подшипников ступиц задних колес необходимо:

1) поднять домкратом соответствующее колесо;

2) слить смазку из полости колесной передачи с последующей разборкой ее;

3) отвернуть контргайку 27 (см. рис. 22) подшипников ступицы, снять стопорную шайбу 26 и подтянуть гайку 25 подшипников ступицы с усилием примерно 100 кг на ключе с воротком 500 мм;

4) проверить правильность вращения ступицы и поставить стопорную шайбу так, чтобы внутренний выступ попал в паз кожуха полуоси, а наружные усы — в пазы гайки. Если же ус находится между пазами гайки, ее следует подтянуть, затем поставить контргайку.

После регулировки и затяжки подшипников ступиц следует проверить степень нагрева ступиц при движении автомобиля. Температура ступицы не должна превышать 60° (рука выдерживает длительное прикосновение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..