Уход за рамой и буксирным устройством автомобилей MA3-5335, МАЗ-5549, МАЗ-5429,
MA3-5430, МАЗ-504В
Уход за рамой заключается в наблюдении за состоянием болтовых и
заклепочных соединений. В процессе эксплуатации автомобиля необходимо
следить за тем, чтобы не нарушались геометрическая форма рамы,
правильность положения и прочность ее лонжеронов поперечин и
кронштейнов. Нарушение геометрической схемы рамы может привести к
неправильному положению или смещению агрегатов автомобиля, что вызывает
чрезмерно большие напряжения и повышенный износ деталей трансмиссии и
двигателя.
При эксплуатации автомобиля в особо тяжелых дорожных условиях необходимо
периодически проверять состояние рамы. Если обнаружено, что рама
деформирована, ее следует выправить при помощи домкратов и подкладок.
Править раму рекомендуется в холодном состоянии, так как нагрев снижает
механическую прочность детали.
Если заклепки ослабли, необходимо срубить их и заменить новыми. Клепать
раму нужно горячими заклепками.
Для определения относи тельного смещения лонжеронов рамы измерить и
сравнить величину диагоналей, образуемых соседними поперечинами и
участками лонжеронов между ними. Разность диагоналей не должна превышать
10 мм.
Уход за буксирным устройством заключается в смазке и очистке его от
грязи. Направляющие стержня буксирного крюка смазываются через
пресс-масленки при технических осмотрах автомобиля. Оси замка и защелки
смазываются солидолом при сборке на заводе. В процессе эксплуатации
указанные детали смазываются согласно карге смазки (см. стр. 209—231).
Надежность и долговечность работы буксирного прибора во многом зависят
от правильности затяжки гайки 3 (см. рис. 24).
Следует помнить, что чрезмерная затяжка гайки так же, как и
недостаточная ее затяжка, приводит к появлению осевого люфта буксирного
крюка в корпусе за счет возникновения зазора между опорной шайбой и
корпусом или гайкой и опорной шайбой, что недопустимо.
Чрезмерная затяжка ганки вызывает значительную деформацию резинового
элемента, который, касаясь корпуса, не дает возможности с помощью усилия
рук определить наличие осевого люфта.
Однако при работе автомобиля с прицепом осевой люфт крюка будет большим,
что может привести к поломке деталей буксирного прибора.
При наличии осевого люфта крюка в корпусе необходимо расшплинтовать
гайку 3 и путем отворачивания или заворачивания гайки добиться такого ее
положения, при котором будет отсутствовать осевой люфт. Если указанным
способом не удается устранить осевой люфт, то необходимо разобрать
буксирный прибор и заменить изношенные детали. При износе зева крюка
более 5 мм крюк следует заменить.