Компрессор и регулятор давления воздуха лесовоза МАЗ-501

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобиль-лесовоз МАЗ-501. Устройство, обслуживание, ремонт (Л.X. Гилелес, Г.М. Кокин) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  ..

 



Компрессор и регулятор давления воздуха лесовоза МАЗ-501



На автомобиле установлен поршневой двухцилиндровый компрессор с одной ступенью сжатия; номинальное рабочее давление

воздуха 7 кг/см2. Устройство компрессора показано на фиг. 106. Блок цилиндров, съемная головка блока цилиндров, картер, поддон

картера отлиты из чугуна. Головка блока цилиндров и картер прикреплены к блоку с помощью шпилек.

 

 

 

 

Фиг. 106. Компрессор:
1 — передняя крышка картера; 2 — передний подшипник коленчатого вала;
3 — шкив коленчатого вала; 4 — блок цилиндров; 5 — головка компрессора;
6 — коромысло перепускных клапанов; 7 — перепускной клапан; 8 — направляющая втулка; 9 — корпус пружины нагнетательного клапана; 10 — нагнетательный клапан; 11 — поршень; 12 — шатун; 13 — коленчатый вал; 14 — задняя крышка картера; 15 — уплотнительное устройство; 16 — подшипник; 17—картер; 18 — кронштейн компрессора.

 

 

 

В средней части блока цилиндров имеется пояс с каналом для подвода к цилиндрам всасываемого воздуха. В цилиндры воздух поступает из канала через отверстия в стенках. Канал в поясе блока цилиндров медной трубкой соединен с воздушной камерой двигателя. Литой чугунный поршень имеет четыре конусных кольца, два маслосъемных и два компрессионных. Некруглая форма этих колец обеспечивает неравномерное распределение давления кольца на стенки цилиндров (с постепенным повышением давления к замку).

Шатун отштампован из углеродистой стали. Подшипник шатуна под шейку коленчатого вала залит баббитом. Головка шатуна под поршневой палец имеет втулку из специальной бронзы. Поршневой палец может вращаться во втулке головки шатуна, а к бобышке поршня прикреплен специальным пружинным замком.

Штампованный из углеродистой стали коленчатый вал компрессора установлен в картере на двух шарикоподшипниках. В крышке подшипника переднего конца вала имеется комбинированный сальник.

Снаружи на конусный конец вала на сегментной шпонке посажен чугунный шкив ремня привода.

Система смазки компрессора смешанная, с сухим картером. В торце заднего конца коленчатого вала выполнено отверстие для подвода масла к шатунным подшипникам. Масло для смазки подается под давлением из масляной магистрали двигателя по наружному трубопроводу. Этот трубопровод подводит масло к штуцеру на крышке заднего подшипника коленчатого вала.

Из канала крышки масло поступает в каналы внутри коленчатого вала. Чтобы масло не вытекало в картер компрессора, имеется специальное уплотняющее устройство, которое состоит из латунной втулки, поджимаемой пружиной, и кольца из маслостойкой резины. От качества этого уплотнения зависит общий расход масла в компрессоре. Далее по каналам коленчатого вала масло поступает к шатунным подшипникам, смазывает их и стекает в поддон картера. Часть масла, подведенного к шатунным подшипникам, поступает к поршневому пальцу по каналу, выполненному вдоль тела шатуна.

Масло, стекающее из шатунных подшипников и из втулок поршневых пальцев, разбрызгивается и обращается в масляный туман, смазывающий зеркало цилиндров. Из поддона картера масло отводится по второму наружному трубопроводу обратно в картер двигателя.

Охлаждение головки блока цилиндров компрессора жидкостное, от системы охлаждения двигателя, для чего головка соединена с системой охлаждения двигателя двумя трубками. В гнездах головки блока расположены нагнетательные клапаны пластинчатого типа. Они прижимаются к седлам пружинами направляющих клапанов, ввернутых в гнезда. Закрытые нагнетательные клапаны разобщают цилиндры и нагнетательный канал головки, который соединяет на-шетательные клапаны обоих цилиндров. В нагнетательном канале головки имеется окно с фланцем для присоединения штуцера нагнетательного трубопровода пневматической системы.

Компрессор работает следующим образом: при работе двигателя коленчатый вал компрессора приводится во вращение клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала двигателя. Поршни компрессора ‘При этом совершают возвратно-поступательное движение. При движении поршня вниз нагнетательный клапан закрывается и в цилиндре образуется разрежение. Не доходя до н. м. т., поршень открывает отверстия в стенке цилиндра. Под действием разрежения в цилиндре компрессора воздух из воздушной камеры двигателя через короткую трубку и канал в поясе блока цилиндров поступает в цилиндры компрессора.

При обратном движении вверх поршень боковыми стенками перекрывает отверстия, сообщающие цилиндр с подводящим каналом, сжимает воздух в цилиндре и через нагнетательный клапан выталкивает его в нагнетательный канал головки блока цилиндров. Из нагнетательного канала воздух поступает по трубопроводу в воздушные баллоны.

Подачу воздуха компрессором в баллоны ограничивает регулятор давления, соединенный одним трубопроводом с баллоном и вторым трубопроводом с камерой специального разгрузочного устройства, имеющегося в головке блока цилиндров компрессора.

Разгрузочное устройство состоит из диафрагмы, толкателя, коромысла и перепускных клапанов с коническими седлами.

При повышении давления воздуха в баллонах регулятор давления пропускает воздух в разгрузочную камеру под диафрагму разгрузочного устройства, диафрагма выгибается вверх и через толкатель и коромысло открывает перепускные клапаны, которые с помощью специального канала в головке соединяют цилиндры между собой. Тогда компрессор начинает работать вхолостую, перекачивая воздух из одного цилиндра в другой.

Регулятор давления воздуха представляет собой двухшариковый клапанный механизм. Устройство регулятора показано на фиг. 107. В корпусе регулятора помещен фильтр, крышка которого служит штуцером для присоединения трубопровода от воздушного баллона.

 

 

 

 

 

Фиг. 107. Регулятор давления:
1 — фильтр; 2 — нижний шариковый клапан; 3 — верхний шариковый клапан; 4—верхнее седло клапана; 5 — защитный кожух; 6 — шток; 7 — центрирующие шарики; 8 — пружина; 9 — регулировочная колпачковая гайка; 10 — контргайка; 11— регулировочные прокладки; 12 — корпус регулятора; 13 — штуцер для подвода воздуха.

 

 

 

Нижний шариковый клапан под давлением пружины, передаваемым штоком и шариком верхнего клапана, перекрывает доступ воздуха из баллона в корпус регулятора. Канал седла верхнего клапана сообщается через отверстие в корпусе седла с атмосферой. Шток может перемещаться в отверстии корпуса верхнего седла, как в направляющей. Пружина, помещенная между двумя верхними центрирующими шариками, удерживает шток в нижнем положении и прижимает нижний шариковый клапан к нижнему седлу корпуса регулятора. Верхний шариковый клапан при этом отходит от верхнего седла и сообщает корпус регулятора с атмосферой. Корпус регулятора соединен трубопроводом с разгрузочной камерой компрессора.

Пока давление воздуха в баллонах не превышает 7+0,35 кг/см27 пружина регулятора давления прижимает нижний шариковый клапан к нижнему седлу и отжимает верхний шариковый клапан от верхнего седла. При этом подводящий канал не сообщается с корпусом регулятора, соединенного с разгрузочной камерой компрессора, а последний сообщается с атмосферой через отверстие в верхнем седле клапана регулятора. При дальнейшем повышении давления воздуха в баллонах нижний шариковый клапан под давлением воздуха приподнимается, преодолевая натяжение пружины, и прижимает верхний шариковый клапан к верхнему седлу, закрывая выход воздуха в атмосферу из корпуса регулятора. Таким образом открывается доступ воздуха из баллонов в корпус регулятора, соединенный трубопроводом с разгрузочной камерой компрессора. В результате подача воздуха компрессором прекращается.

Когда давление воздуха в баллонах понизится до 6-0,35 кг! см2, пружина, преодолевая давление воздуха, опускает шарики клапанов вниз. При этом нижний шарик садится на свое седло, прекращая доступ воздуха из баллонов, а верхний шариковый клапан отойдет от своего седла, сообщая разгрузочную камеру головки блока цилиндров компрессора с атмосферой. Компрессор снова начинает подавать воздух в баллоны пневматической системы.

Таким образом, компрессор нагнетает воздух в систему не непрерывно, а только в том случае, если давление воздуха в системе упадет ниже 6—0,35 кг/см2. Большую часть времени компрессор работает без нагрузки, перекачивая воздух из одного цилиндра в другой. Это предохраняет детали компрессора от износа и ограничивает давление воздуха в пневматической системе.

В случае неисправности регулятора давление воздуха в системе непрерывно возрастает. Чтобы предохранить пневматическую систему от чрезмерного давления, в нагнетательном патрубке компрессора установлен предохранительный клапан.

Предохранительный клапан открывается при давлении воздуха  в системе 10,5 кг/см2. Давление, при котором открывается предохранительный клапан, регулируется при помощи вращения верхней регулировочной пробки, вследствие чего изменяется натяжение пружины клапана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  ..