Уход за компрессором и регулятором давления
воздуха лесовоза МАЗ-501
и их регулировка
Необходимо периодически проверять работу регулятора и разгрузочного
устройства головки компрессора.
Включение и выключение подачи воздуха компрессором обыкновенно
нарушаются вследствие загрязнения регулятора или неправильных зазоров
между перепускными клапанами и регулировочными винтами рычага
разгрузочного устройства головки компрессора,, а также нарушения
регулировки регулятора давления.
У прогретого двигателя при подаче воздуха компрессором зазор между
головками регулировочных винтов рычага разгрузочного устройства и
перепускными клапанами головки компрессора должен быть в пределах
0,25—0,35 мм. Зазор регулируют вращением регулировочных винтов.
Максимальное давление воздуха в системе, поддерживаемое регулятором,
зависит от натяжения его пружины. Минимальное давление, при котором
регулятор включает подачу воздуха компрессором, зависит от величины
зазора между верхним седлом и клапаном регулятора. Зазор регулируют
прокладками между верхним' седлом и корпусом регулятора.
Если компрессор прекращает подачу воздуха при давлении в системе менее 7
кг/см2, следует подтянуть пружину регулятора, для чего надо снять
верхний кожух и, ослабив контргайку, поворачивать колпачковую гайку по
часовой стрелке. В случае выключения подачи воздуха при давлении,
большем 7,35 кг/см2, колпачковую гайку нужно поворачивать против часовой
стрелки. Если регулятор включает подачу воздуха компрессором при
давлении, меньшем: 5,65 кг/см2, необходимо увеличить количество
прокладок под верхним седлом. В случае включения подачи воздуха при
давлении, большем 6 кг/см2, количество прокладок нужно уменьшить.
После регулировки прибора на заводе на верхнем седле и на корпусе
регулятора ставят метки, на которые можно ориентироваться при
регулировке в эксплуатации.
Если регулятор перестал работать или работает с перебоями, его следует
снять с автомобиля, разобрать и промыть все детали в растворителе до
полного удаления налипшего на них масляного нагара. Перед сборкой надо
тщательно протереть детали чистой марлей или продуть сжатым воздухом.
После сборки регулятора нужно отрегулировать клапаны и проверить их
герметичность. Работа регулятора во многом зависит от состояния его
фильтра. Поэтому при первом техническом обслуживании необходимо
отвернуть нижний штуцер, вынуть фильтр и промыть его в бензине или
заменить новым.
При втором техническом обслуживании следует снять заднюю1 .крышку
картера компрессора, вынуть из нее детали уплотнительного устройства
подвода масла к коленчатому валу и промыть их в дизельном топливе. С
боковой поверхности латунной втулки надо удалить следы закоксовавшегося
масла, а с торца удалить заусенцы.
Кроме того, следует снять и тщательно продуть
медную трубку, служащую для подвода воздуха к компрессору.
Необходимо периодически снимать головку блока цилиндров компрессора для
очистки поршней, клапанов, седел клапанов и воздушных каналов.
Одновременно с очисткой нужно проверять работу и герметичность
перепускных и рабочих клапанов. Если клапаны не-терметичны, их нужно
притирать, а сильно изношенные или поврежденные детали заменять новыми.
При стуках в компрессоре его следует разобрать и проверить зазоры в
подшипниках шатунов. В случае больших зазоров подшипники надо
отремонтировать.
Если компрессор не обеспечивает необходимого давления в системе, прежде
всего нужно проверить состояние трубопроводов и их соединений и
плотность посадки клапанов. Перегрев компрессора может быть вызван
недостаточной подачей масла или охлаждающей жидкости и засорением
воздушных каналов. Необходимо проверять исправное действие
предохранительного клапана.
Если предохранительный клапан подтянуть за стержень, можно проверить,
исправно ли он работает. Такую проверку производят -ежедневно при
температуре ниже 0° и при первом техническом обслуживании в теплую
погоду.
Следует периодически проверять при помощи мыльной воды, есть ли утечка
воздуха из предохранительного клапана.
Если клапан негерметичен, его необходимо снять с автомобиля, .разобрать
и промыть в керосине, затем проверить, нет ли на деталях повреждений или
ржавчины.
При значительной утечке воздуха через клапан надо сменить седло и шарик.
При среднем ремонте автомобиля предохранительный клапан надо снять,
очистить, промыть, проверить его герметичность и отрегулировать. Если
регулировке и ремонту клапан не поддается, то заменить его новым.
Если регулятор давления неисправен и его нельзя немедленно
отремонтировать или заменить, необходимо отрегулировать
предохранительный клапан, чтобы он выпускал воздух при давлении
1—7,5 кг/см2, в воздушном баллоне.