Тормозной кран лесовоза МАЗ-501

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобиль-лесовоз МАЗ-501. Устройство, обслуживание, ремонт (Л.X. Гилелес, Г.М. Кокин) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  ..

 

 

Тормозной кран лесовоза МАЗ-501 - часть 2

 

 


Чтобы можно было тормозить прицеп на стоянке, в полости верхней крышки крана размещен механизм ручного привода тормозов прицепа, соединенный с рычагом ручного тормоза.

При отпущенной тормозной педали уравновешивающая пружина отодвигает поршень верхнего цилиндра в крайнее правое положение. При этом шток поршня упирается в клапан и отжимает его от наружного седла, вследствие чего воздух, подведенный от воздушных баллонов через одно из боковых отверстий в полости клапанов со стороны пружин клапанов, поступает в правую полость цилиндра и в магистраль прицепа.

При надлежащем оттормаживающем давлении в магистрали прицепа сжатый воздух действует на поршень, вследствие чего уравновешивающая пружина сжимается, клапан садится на наружное седло и дальнейшее поступление воздуха прекращается. В тормозной магистрали прицепа устанавливается давление, зависящее от затяжки уравновешивающей пружины.

Пружина нижней тяги отжимает ее от поршня до упора в кольцо, что дает возможность возвратной конической пружине продвинуть нижний поршень в крайнее левое положение.

Нижний клапан при этом оказывается прижатым к своему наружному седлу, в результате чего тормозная магистраль тягача (тормозные камеры) через пустотелый шток поршня нижнего цилиндра сообщается с атмосферой.

При нажатии на тормозную педаль, соединенную тягой с рычагом крана, происходит прежде всего дополнительная затяжка уравновешивающей пружины. В результате ослабления сопротивления пружины верхний поршень под действием сжатого воздуха начинает перемещаться влево вместе со своим штоком. Верхний клапан при этом сначала садится на свое наружное седло, вследствие чего окончательно прекращается поступление сжатого воздуха из баллона, затем шток поршня отходит от клапана, и сжатый воздух, находящийся в магистрали прицепа, выходит через пустотелый шток поршня в левую полость цилиндра, сообщенную с атмосферой.

При снижении давления в магистрали прицепа последний затормаживается, так как при этом его воздухораспределительный клапан открывается и пропускает воздух из воздушного баллона к тормозным камерам.

Таким образом, в случае разрыва сцепки и неизбежного при этом разъединения воздушного шланга, соединяющего воздушные системы автомобиля и прицепа, прицеп затормаживается автоматически, так как воздух из его магистрали, как и при торможении, выходит в атмосферу.

Одновременно нижний конец рычага крана давит на ушко нижней тяги и, преодолевая сопротивление ее пружины, вдвигает тягу внутрь крана.

Противоположным концом тяга перемещает вправо шток нижнего поршня. При это-м края штока вначале прижимаются к резиновой шайбе нижнего клапана, прекращая сообщение тормозной магистрали автомобиля с атмосферой, затем отжимают клапан от наружного седла, и воздух из баллона проходит в правую полость нижнего цилиндра, а оттуда в тормозную магистраль автомобиля, затормаживая его. Для затормаживания прицепов при торможении автомобиля ручным механическим тормозом используют специальный рычажок, имеющийся на кране и соединенный тягой с приводом ручного тормоза. Рычажок крана вызывает поворот оси с фасонными кулачками, которыми ось давит на кольцевую втулку, жестко связанную с трубой уравновешивающей пружины, и ослабляет противодействие последней перемещению верхнего поршня.

Поршень перемещается влево, при этом шток отходит от клапана, вследствие чего воздух выходит из магистрали прицепа и происходит затормаживание прицепа сжатым воздухом; сжатый воздух в тормозную магистраль автомобиля в этом случае не поступает.

При езде с порожними прицепами режимное кольцо крана должно быть установлено в положение П, тогда величина опережения действия тормозов прицепа по отношению к автомобилю будет наименьшей.

В случае работы с тяжелыми груженными прицепами при большом весе автопоезда кольцо должно быть установлено в положение Р; это вызовет наибольшее опережение торможения прицепа и предотвратит набегание прицепа на автомобиль.

Положение Н промежуточное; оно соответствует нормальной регулировке крана и обеспечивает достаточно хорошую работу тормозов в нормальных условиях.

При втором техническом обслуживании необходимо проверять, нет ли утечки воздуха в кране, при помощи мыльной воды. Утечка воздуха через корпус крана, корпусы пружин крана, поршни, резьбовые и фланцевые соединения не допускается.

Через клапаны верхнего и нижнего цилиндров допустима утечка воздуха, вызывающая появление отдельных медленно нарастающих мыльных пузырей.
При утечке через клапаны надо несколько раз нажать на педаль и позволить ей быстро отойти назад. Приставшие и мешающие работе клапана частицы при этом удаляются и клапан начинает работать лучше.

Если это не помогает, необходимо вынуть клапан, клапанную тарелку и седла, очистить или, если нужно, заменить клапан новым.

При утечке через поршень надо отпустить тягу, отвернуть крышку, вынуть поршень, прочистить цилиндры и поршень, смазать тонким слоем смазки УТМ (смазка КВ) 1 и снова собрать. В случае необходимости следует сменить манжеты.

Прокладка корпуса клапана должна быть в хорошем состоянии и обеспечивать воздухонепроницаемость соединения. При необходимости ее следует заменить.

После пробега 12 000 км надо проверить манометром в магистрали прицепа величину давления, при котором происходит расторма-живание. Это давление зависит от силы затяжки уравновешивающей пружины и должна быть в пределах 4,8—5,3 кг/см2 при давлении в воздушных баллонах автомобиля 7—7,35 кг/см2.

При необходимости следует отрегулировать давление в указанных пределах поворотом регулировочной гайки 15 (фиг. 108). При регулировке стопорный болт трубы, уравновешивающей пружины» должен быть отвернут, а по окончании регулировки опять завернут. Одновременно нужно проверить ход и положение педали тормоза.

После пробега 24 000 км кран надо снять для полной разборки и проверки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  ..