ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРИВОДА ТОРМОЗОВ лесовоза
МАЗ-501
Общее описание
Пневматическая система служит для приведения в действие от тормозной
педали ножных тормозов автомобиля и прицепа (если последний имеет
тормоза с пневматическим приводом). Кроме того, пневматическая система
обеспечивает работу стеклоочистителей и служит источником сжатого
воздуха для накачивания шин и для выполнения подсобных работ при
профилактическом обслуживании. Номинальное давление воздуха в
пневматической системе 7 кг/см2. Схема
пневматической системы, показанная на фиг. 102, состоит из компрессора,
предохранительного клапана, двух воздушных баллонов, регулятора давления
воздуха, тормозного крана, тормозных цилиндров и камер, контрольного
манометра, разобщительного крана и соединительной головки для привода к
тормозам прицепа, а также из вентилей управления стеклоочистителей,
включателя стоп-сигнала и крана отбора воздуха. Сжатый воздух подается в
систему компрессором, приводимым в действие от коленчатого вала
двигателя ременной передачей. Давление воздуха в системе регулируется
регулятором, который при давлении воздуха 7 кг/см2 выключает подачу
компрессором воздуха и при падении давления до 6 —о,з5 кг/см2 включает
подачу воздуха.
Фиг. 103. Схема действия тормозного крана
автомобиля, соединенного с прицепом. Положение системы в отторможенном
состоянии. Для упрощения на схеме изображены только один воздушный
баллон и по одному колесному тормозу автомобиля и прицепа; остальные
тормоза действуют аналогично изображенным:
а — оборудование автомобиля; б — оборудование прицепа.
Предохранительный клапан отрегулирован так, что
выпускает воздух из системы при давлении 10,5 кг/см2 в случае
неисправной работы регулятора. Два воздушных баллона емкостью по 23 л
каждый соединены с компрессором последовательно и служат для создания
запаса сжатого воздуха. Баллоны оборудованы кранами для спуска
конденсата воды и отстоя масла.
Воздушные баллоны соединены трубопроводом с комбинированным тормозным
краном, имеющим два цилиндра. Нижний цилиндр крана соединен с тормозными
цилиндрами тормозов передних колес и с тормозными камерами тормозов
задних колес автомобиля, а верхний цилиндр через выводную магистраль,
снабженную разобщительным краном и соединительной головкой, соединен
гибким шлангом с магистралью прицепа и далее через
воздухораспределительный клапан с воздушным баллоном прицепа.
Когда тормозная педаль отпущена, тормозной кран соединяет тормозные
цилиндры и камеры автомобиля с атмосферой, а выводную магистраль к
прицепу—с воздушными баллонами автомобиля. В это время через
распределительный клапан прицепа наполняются сжатым воздухом баллоны
прицепа (фиг. 103).
При нажатии на тормозную педаль тормозной кран срабатывает так, что в
тормозные цилиндры и камеры автомобиля подводится сжатый воздух из
баллонов автомобиля, а сжатый воздух из выводной магистрали к прицепу
выпускается в атмосферу. Давление воздуха, поступающего в тормозные
цилиндры и камеры автомобиля, и падение давления воздуха в выводной
магистрали пропорциональны силе нажатия на педаль и ходу педали.
При падении давления воздуха в выводной магистрали распределительный
клапан прицепа срабатывает так, что тормозные камеры или цилиндры
прицепа перестают сообщаться с атмосферой и в них поступает сжатый
воздух из баллона прицепа под давлением, пропорциональным падению
давления в выводной магистрали (фиг: 104, 105).
Таким образом, при нажатии на тормозную педаль в тормозных камерах и
цилиндрах повышается давление воздуха
вследствие чего усилие, передаваемое штоками, также увеличивается.
Фиг. 104. Схема действия тормозного крана
автомобиля, соединенного с прицепом. Положение системы
при торможении педалью: а — оборудование автомобиля; б — оборудование
прицепа.
Фиг. 105. Схема действия тормозного крана
автомобиля, соединенного с прицепом. Положение системы
при торможении ручным тормозом:
а — оборудование автомобиля; б — оборудование прицепа.
Если усилие на педали не возрастает и не
уменьшается, то при давлении воздуха в тормозных камерах и цилиндрах,
пропорциональном усилию на педали, тормозной кран автомобиля и
распределительный клапан прицепа срабатывают так, что тормозные камеры и
цилиндры отъединяются от баллонов со сжатым воздухом автомобиля и
прицепа и от атмосферы.
При уменьшении усилия на педали тормозные камеры и цилиндры соединяются
с атмосферой, сжатый воздух из них выходит и давление его уменьшается до
величины, соответствующей усилию на тормозной педали, после чего
тормозные камеры и цилиндры снова будут отсоединены от атмосферы и от
баллонов.
При снятии усилия с педали и возвращении ее в начальное положение
тормозные камеры и цилиндры автомобиля и прицепа сообщаются с
атмосферой, а поэтому штоки не передают усилий.
Тормозные камеры и цилиндры установлены на осях или держателях колодок
тормозов колес, их штоки соединены с регулируемыми рычагами на валиках
разжимных кулаков колодок колесных тормозов. Такое устройство служит для
передачи давления сжатого воздуха к тормозным барабанам колесных
тормозов, при этом сила торможения всегда пропорциональна силе нажатия
на тормозную педаль.
Разобщительный кран на выводной магистрали к прицепу служит для закрытия
магистрали, когда она не используется. Разобщительный кран открыт при
расположении его рукоятки параллельно корпусу и закрыт, когда рукоятка
повернута под углом 90°. Выводная магистраль автомобиля соединена с
гибким шлангом питающего трубопровода прицепа через соединительную
головку, состоящую из двух частей, одна из которых соединена с
магистралью автомобиля, а вторая со шлангом прицепа. Корпусы обеих
частей отлиты из чугуна и скреплены с помощью скобы и гребней. В
проточках корпусов для уплотнения заложены резиновые кольца.
На кольцевом выступе корпуса, сообщенного с магистралью автомобиля,
установлен обратный клапан, прижимаемый к резиновой уплотнительной шайбе
пружиной. У корпуса, соединенного со шлангом прицепа, имеется штифт,
который при соединении корпусов головки нажимает на обратный клапан и
открывает доступ воздуха из выводной магистрали автомобиля в питающий
трубопровод прицепа.
Если нарушается сцепка прицепа с автомобилем, соединительный шланг
прицепа, натягиваясь, поворачивает части головки одну относительно
другой, в результате чего головка автоматически разъединяется. Обратный
клапан головки не позволяет сжатому воздуху выходить из выводной
магистрали автомобиля, поэтому работа тормозов автомобиля не нарушается.
Вместе с тем сжатый воздух будет выпущен наружу из питающего
трубопровода прицепа, следовательно, произойдет резкое падение давления
воздуха в питающем трубопроводе прицепа и распределительный клапан его
сработает так, что прицеп резко затормозится.
Стеклоочистители включаются в работу вентилями, расположенными на
переднем щите кабины. Включатель стоп-сигнала подсоединен к трубопроводу
тормозных камер. При поступлении сжатого воздуха в тормозные камеры, а
следовательно, при начале торможения сжатый воздух поступает в корпус
включателя стоп-сигнала, действует на диафрагму включателя и замыкает
контакты проводов, подсоединяющих электрический ток к стоп-сигналу.
Кран отбора воздуха имеет отводной штуцер, закрытый колпачковой гайкой.
Чтобы присоединить шланг для накачивания воздуха в шины или других нужд
при обслуживании автомобиля, необходимо отвернуть колпачковую гайку,
открыть и продуть кран, а затем присоединить шланг, для чего кран
необходимо закрыть.