ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРИВОДА ТОРМОЗОВ лесовоза МАЗ-501

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобиль-лесовоз МАЗ-501. Устройство, обслуживание, ремонт (Л.X. Гилелес, Г.М. Кокин) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  ..

 

 

ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРИВОДА ТОРМОЗОВ лесовоза МАЗ-501



Общее описание


Пневматическая система служит для приведения в действие от тормозной педали ножных тормозов автомобиля и прицепа (если последний имеет тормоза с пневматическим приводом). Кроме того, пневматическая система обеспечивает работу стеклоочистителей и служит источником сжатого воздуха для накачивания шин и для выполнения подсобных работ при профилактическом обслуживании. Номинальное давление воздуха в

пневматической системе 7 кг/см2. Схема пневматической системы, показанная на фиг. 102, состоит из компрессора, предохранительного клапана, двух воздушных баллонов, регулятора давления воздуха, тормозного крана, тормозных цилиндров и камер, контрольного манометра, разобщительного крана и соединительной головки для привода к тормозам прицепа, а также из вентилей управления стеклоочистителей, включателя стоп-сигнала и крана отбора воздуха. Сжатый воздух подается в систему компрессором, приводимым в действие от коленчатого вала двигателя ременной передачей. Давление воздуха в системе регулируется регулятором, который при давлении воздуха 7 кг/см2 выключает подачу компрессором воздуха и при падении давления до 6 —о,з5 кг/см2 включает подачу воздуха.

 

 

 

 

Фиг. 102. Схема пневматической системы:
1 — рычаги разжимных кулаков передних колесных тормозов; 2 — тормозные цилиндры; 3-стеклоочистители; 4 —вентили стеклоочистителей; 5 — манометр давления воздуха; 5—регулятор давления; 7 — тормозной кран; 5 — воздушные баллоны; 9—регулировочные рычаги разжимных кулаков задних колесных тормозов; 10 — тормозные камеры; 11 — соединительная головка; 12 — разобщительный кран; 13 — включатель стоп-сигнала; 14 — кран отбора воздуха; 15 —.компрессор; 16 — предохранительный клапан.

 

 

 

 

Фиг. 103. Схема действия тормозного крана автомобиля, соединенного с прицепом. Положение системы в отторможенном состоянии. Для упрощения на схеме изображены только один воздушный баллон и по одному колесному тормозу автомобиля и прицепа; остальные тормоза действуют аналогично изображенным:
а — оборудование автомобиля; б — оборудование прицепа.

 

 

 

Предохранительный клапан отрегулирован так, что выпускает воздух из системы при давлении 10,5 кг/см2 в случае неисправной работы регулятора. Два воздушных баллона емкостью по 23 л каждый соединены с компрессором последовательно и служат для создания запаса сжатого воздуха. Баллоны оборудованы кранами для спуска конденсата воды и отстоя масла.

Воздушные баллоны соединены трубопроводом с комбинированным тормозным краном, имеющим два цилиндра. Нижний цилиндр крана соединен с тормозными цилиндрами тормозов передних колес и с тормозными камерами тормозов задних колес автомобиля, а верхний цилиндр через выводную магистраль, снабженную разобщительным краном и соединительной головкой, соединен гибким шлангом с магистралью прицепа и далее через воздухораспределительный клапан с воздушным баллоном прицепа.

Когда тормозная педаль отпущена, тормозной кран соединяет тормозные цилиндры и камеры автомобиля с атмосферой, а выводную магистраль к прицепу—с воздушными баллонами автомобиля. В это время через распределительный клапан прицепа наполняются сжатым воздухом баллоны прицепа (фиг. 103).

При нажатии на тормозную педаль тормозной кран срабатывает так, что в тормозные цилиндры и камеры автомобиля подводится сжатый воздух из баллонов автомобиля, а сжатый воздух из выводной магистрали к прицепу выпускается в атмосферу. Давление воздуха, поступающего в тормозные цилиндры и камеры автомобиля, и падение давления воздуха в выводной магистрали пропорциональны силе нажатия на педаль и ходу педали.

При падении давления воздуха в выводной магистрали распределительный клапан прицепа срабатывает так, что тормозные камеры или цилиндры прицепа перестают сообщаться с атмосферой и в них поступает сжатый воздух из баллона прицепа под давлением, пропорциональным падению давления в выводной магистрали (фиг: 104, 105).

Таким образом, при нажатии на тормозную педаль в тормозных камерах и цилиндрах повышается давление воздуха
вследствие чего усилие, передаваемое штоками, также увеличивается.

 

 

 

 

Фиг. 104. Схема действия тормозного крана автомобиля, соединенного с прицепом. Положение системы
при торможении педалью: а — оборудование автомобиля; б — оборудование прицепа.

 

 

 

 

Фиг. 105. Схема действия тормозного крана автомобиля, соединенного с прицепом. Положение системы
при торможении ручным тормозом:
а — оборудование автомобиля; б — оборудование прицепа.

 

 

 

 

 

Если усилие на педали не возрастает и не уменьшается, то при давлении воздуха в тормозных камерах и цилиндрах, пропорциональном усилию на педали, тормозной кран автомобиля и распределительный клапан прицепа срабатывают так, что тормозные камеры и цилиндры отъединяются от баллонов со сжатым воздухом автомобиля и прицепа и от атмосферы.

При уменьшении усилия на педали тормозные камеры и цилиндры соединяются с атмосферой, сжатый воздух из них выходит и давление его уменьшается до величины, соответствующей усилию на тормозной педали, после чего тормозные камеры и цилиндры снова будут отсоединены от атмосферы и от баллонов.

При снятии усилия с педали и возвращении ее в начальное положение тормозные камеры и цилиндры автомобиля и прицепа сообщаются с атмосферой, а поэтому штоки не передают усилий.

Тормозные камеры и цилиндры установлены на осях или держателях колодок тормозов колес, их штоки соединены с регулируемыми рычагами на валиках разжимных кулаков колодок колесных тормозов. Такое устройство служит для передачи давления сжатого воздуха к тормозным барабанам колесных тормозов, при этом сила торможения всегда пропорциональна силе нажатия на тормозную педаль.

Разобщительный кран на выводной магистрали к прицепу служит для закрытия магистрали, когда она не используется. Разобщительный кран открыт при расположении его рукоятки параллельно корпусу и закрыт, когда рукоятка повернута под углом 90°. Выводная магистраль автомобиля соединена с гибким шлангом питающего трубопровода прицепа через соединительную головку, состоящую из двух частей, одна из которых соединена с магистралью автомобиля, а вторая со шлангом прицепа. Корпусы обеих частей отлиты из чугуна и скреплены с помощью скобы и гребней. В проточках корпусов для уплотнения заложены резиновые кольца.

На кольцевом выступе корпуса, сообщенного с магистралью автомобиля, установлен обратный клапан, прижимаемый к резиновой уплотнительной шайбе пружиной. У корпуса, соединенного со шлангом прицепа, имеется штифт, который при соединении корпусов головки нажимает на обратный клапан и открывает доступ воздуха из выводной магистрали автомобиля в питающий трубопровод прицепа.

Если нарушается сцепка прицепа с автомобилем, соединительный шланг прицепа, натягиваясь, поворачивает части головки одну относительно другой, в результате чего головка автоматически разъединяется. Обратный клапан головки не позволяет сжатому воздуху выходить из выводной магистрали автомобиля, поэтому работа тормозов автомобиля не нарушается. Вместе с тем сжатый воздух будет выпущен наружу из питающего трубопровода прицепа, следовательно, произойдет резкое падение давления воздуха в питающем трубопроводе прицепа и распределительный клапан его сработает так, что прицеп резко затормозится.

Стеклоочистители включаются в работу вентилями, расположенными на переднем щите кабины. Включатель стоп-сигнала подсоединен к трубопроводу тормозных камер. При поступлении сжатого воздуха в тормозные камеры, а следовательно, при начале торможения сжатый воздух поступает в корпус включателя стоп-сигнала, действует на диафрагму включателя и замыкает контакты проводов, подсоединяющих электрический ток к стоп-сигналу.

Кран отбора воздуха имеет отводной штуцер, закрытый колпачковой гайкой. Чтобы присоединить шланг для накачивания воздуха в шины или других нужд при обслуживании автомобиля, необходимо отвернуть колпачковую гайку, открыть и продуть кран, а затем присоединить шланг, для чего кран необходимо закрыть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  ..