ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОБУСОВ ЛA3 С
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ
При нейтральном положении рычажка контроллера 16 (см. рис. 57) все
элементы системы обесточены.
Для движения вперед водитель устанавливает рычажок в положение А
(автомат). При этом замыкается цепь электромагнита M1, осуществляющего
перемещение золотника периферийного клапана 6 в крайнее левое положение,
а следовательно, включается фрикцион первой передачи.
С увеличением скорости движения автобуса центробежный регулятор 15 через
главный рычаг 13 передвигает главный золотник
10 в положение, при котором масло будет поступать к
выключателю 9 периферийных клапанов, контакты микропереключателя будут
перекинуты в верхнее положение, электромагнит MI выключается, а
электромагнит МП включается. Это приведет к соответствующему перемещению
золотников периферийных клапанов и включению фрикциона второй передачи.
При дальнейшем увеличении скорости автобуса продвижение главного
золотника приведет к соединению с напорной магистралью канала Ж клапана
3 блокировки и гидротрансформатор блокируется.
При снижении скорости главный золотник перемещается в обратном
направлении, включая последовательно низшие передачи.
Для включения заднего хода водитель последовательно переводит рычажок
пульта управления в первое, а затем второе положение заднего хода. При
этом в первом положении рычажка («на точке») включается
электропневматический клапан управления задним ходом и зубчатая муфта
ведомого вала гидромеханической передачи перебрасывается в крайнее
правое положение. Во втором положении (3. X.) включается электромагнит
первой передачи. При выключении 3. X. элементы системы срабатывают в
обратном порядке (сначала выключается передача, а затем обесточивается
электроклапан управления задним ходом и пружина переставляет муфту в
положение переднего хода). Таким образом, передвижение муфты происходит
при выключенной передаче (при разомкнутых дисках фрикциона), что
обеспечивает надежную работу и повышает долговечность узла.
Установив рычажок пульта управления в положение ПП, водитель может
включить принудительную понижающую передачу (режим ПП). В случае
включенной принудительной понижающей передачи цепь электромагнита первой
передачи постоянно замкнута при любом положении контактов
микропереключателя. Блокирование и разблокирование гидротрансформатора в
этом случае осуществляется автоматически в зависимости от режима
движения автобуса.
При помощи специального включателя водитель может включить режим,
обеспечивающий автоматическое включение нейтрали и движение автобуса
накатом при отпущенной педали управления дросселем. Включение этого
режима обеспечивает система «автоматическая нейтраль».
При движении автобуса в тяжелых условиях, а также при движении по
скользкой дороге, на длинных и крутых спусках включается принудительная
первая передача ПП.
При включении необходимо предварительно нажать запирающую кнопку,
которая препятствует произвольному включению первой передачи на большой
скорости.
При достижении скорости автобуса выше 35—40 км/ч, не рекомендуется
двигаться на понижающей передаче, так как при этом повышенные обороты
коленчатого вала двигателя создают в авто-бусе повышенный шум. Кроме
того, длительное движение на режиме ПП может привести к перерасходу
топлива.
Обратное включение автоматического режима движения осуществляют рычагом
пульта управления. При этом нажатие запирающей предохранительной кнопки
не обязательно.
Включать и выключать ПП можно, не меняя положения дросселя (под
нагрузкой). Не рекомендуется включать ПП при движении автобуса со
скоростью свыше 20 км/ч, так как при этом происходит резкая перегрузка
деталей гидропередачи, а на скользкой дороге возможны заносы автобуса.
Включение ПП при более высоких скоростях движения автобуса (50—55 км/ч)
допускается только в аварийных случаях для торможения.
Для движения накатом при городской езде на автобусе с гидромеханической
передачей служит устройство — «автоматическая нейтраль».
Для включения автоматической нейтрали необходимо тумблер АВТН поставить
в положение ВКЛ.
При этом в случае снятия ноги с педали управления дросселем
обесточивается магнит и выключается фрикцион второй передачи, автобус
начинает двигаться по инерции, а при снижении скорости до 3—5 км/ч
автоматически включается первая передача.
Если при движении накатом нажать на педаль управления дросселем, то
автоматически включается та передача, которая соответствует данной
скорости и степени открытия дросселя. Во избежание перегрузки деталей
трансмиссии включать передачу при движении накатом со скоростью выше 40
км/ч не рекомендуется.
При загородном движении для получения наката автобуса целесообразно
переводить рычажок пульта управления в положение
Н, одновременно отпустить педаль управления дросселем. Для включения
автоматического режима движения после наката необходимо вначале уровнять
число оборотов коленчатого вала двигателя и ведомого вала
гидромеханической передачи, т. е. увеличить число оборотов коленчатого
вала, а затем перевести рычажок пульта управления в положение А.
Задний ход можно включать только после полной остановки автобуса.
Недопустима раскачка автобуса попеременным переводом рычажка пульта
управления из положения З.Х. в положение А и обратно.