Ремонт узлов и деталей гидромеханической передачи автобусов ЛАЗ

  Главная      Автомобили - ЛАЗ     Автобусы ЛАЗ-695Е, ЛАЗ-695М, ЛАЗ-697Е, ЛАЗ-697М, ЛАЗ-698 (Атоян К.М.) - 1971 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   100  .. 

 

 

Ремонт узлов и деталей гидромеханической передачи автобусов ЛАЗ

 

 

 При эксплуатации автобуса возникают неисправности гидромеханической передачи, требующие замены или ремонта некоторых деталей. Когда гидромеханическая передача разобрана для ремонта, необходимо тщательно осмотреть все механизмы, так как повреждение или износ детали, оказавшейся неисправной, могли быть следствием неправильной работы других узлов. Если причина неисправности не будет установлена, выполненный ремонт не будет эффективным, срок службы замененной детали будет малым.

При износе детали следует проверить масляные каналы, чтобы установить, достаточно ли смазывалась эта деталь.



Передний фрикцион. Корпус и поршень переднего фрикциона изготовлены из стали 45, твердость НВ 207—241, ведущий и ведомый диски из тонколистовой стали 45. К ведомому диску с обеих сторон припекается металлокерамика.

Ступица переднего фрикциона изготовляется из стали 40Х, подвергается поверхностной закалке т. в. ч. на глубину 1—1,5 мм. Твердость наружных шлицев HRC 50—55.

Уплотнительные кольца изготовлены из чугуна.

Основными неисправностями в переднем фрикционе являются износ и коробление дисков, а также износ уплотнительных колец.

Допустимый износ металлокерамического диска — 0,15 мм на сторону.

В случае большего износа или коробления диск подлежит замене. Неплоскостность дисков допускается для ведомых 0,15 мм, для ведущих 0,1 мм.

Износ колец сопровождается увеличением зазора в замке. Предельно допустимый зазор в замке при износе составляет 2 мм.

Изношенные кольца заменяют новыми. В табл. 13 приводятся зазоры в стыке при посадке нового кольца в калибр с внутренним диаметром соответствующей детали. Кольцо не должно давать просвета по всей окружности.
 

 

 

Таблица 13

Наименование кольца

Внутренний размер детали, мм

Зазор в стыке, мм

Большое кольцо поршня переднего

298+0,084

0,13+0,1

фрикциона

 

 

Малое кольцо поршня переднего фрик­циона

65,5+003

0,1+0,1

 

 

 

Кольцо ведущего вала

45 + 0,027

0,1+0,1

Малое кольцо поршня двойного фрик­циона

80+0,03

0,1+ол

 

 

 

Большое кольцо поршня двойного

22о+° 073

0,13+0,1

фрикциона

 

 

Кольцо вала реактора

65+0,03

0,1+0,1

 

 

Насосное колесо в сборе. Насосное колесо отлито из алюминиевого сплава АЛ-9, твердость НВ 60. Ступица насосного колеса изготовлена из стали 40Х, твердость HRC 48—52. Внутренняя поверхность ступицы, по которой работает кольцо, хромируется.

В ступице износу подвергается поверхность, сопрягаемая с уплотнительным кольцом вала реакторов, и поверхность, сопрягаемая с сальником.

При чрезмерном износе ступицы в месте сопряжения с кольцом (зазор в замке не более 2 мм) на валу реакторов протачивают новую кольцевую канавку (см. рис. 58). Одновременно заменяют кольцо на новое. При повторном износе ступицы или износе поверхности, сопрягаемой с сальником ступицы, ее заменяют новой.

В насосном колесе изнашивается резьба под сливные пробки. Сорванную или изношенную резьбу восстанавливают нарезанием резьбы ремонтного размера и заменой пробки.

Отверстие с изношенной резьбой К 1/8" зенкеруют до 0 11 мм, затем зенкуют под углом 120° до наружного диаметра резьбы и нарезают резьбу К 3/8" метчиком.

Следует иметь в виду, что во избежание дисбаланса необходимо изменить также резьбу под вторую пробку. Пробки с новой резьбой должны быть подобраны одна к другой по весу.



Реактор. Колеса реакторов отлиты из сплава АЛ-4, твердость НВ 70. Шайба упорная изготовлена из бронзы Бр. ОФ-6,5-ОД5, а втулка автолога — из стали 12ХНЗА. Наружная и внутренняя поверхности втулки автолога цементируются на глубину 0,9—
1,3 мм. Твердость HRC 58. Твердость шлицев HRC 35—40.

Износу подвергается поверхность втулки, сопрягаемая с роликами. Допустимый износ должен быть в пределах 0,10 мм, т. е. до диаметра 82-0,013.

Изношенную наружную поверхность можно восстановить хромированием. При этом деталь вначале шлифуют, затем хромируют с учетом припуска на шлифовку. Места, не подлежащие хромированию (внутренняя и торцовые поверхности), изолируют.

 

 

Вал реакторов изготовлен из отливки серого чугуна СЧ 21-40, твердость НВ 170—229, а втулка вала реакторов — из стали 40Х, твердость HRC 45—50.

Износу подвергаются кольцевая канавка вала реакторов по торцу, уплотнительное кольцо и втулка вала реакторов в местах сопряжения с маслоуплотнительными кольцами ведущего вала гидромеханической передачи автобуса.

При выработке кольцевой канавки (зазор по высоте кольцо — вал реакторов допускается до 0,25 мм) протачивают новую канавку (см. выше). Изношенное кольцо заменяют новым. При износе втулки ее заменяют новой. При замене втулки следует иметь в виду, что окончательную расточку (шлифовку) втулки надо выполнять после запрессовки ее совместно с валом реакторов.

 

 

Главный масляный насос. Корпус насоса изготовлен из серого чугуна СЧ 21-40, твердость НВ 217, а шестерни насоса выполнены из стали 40Х, твердость HRC 28—32. Шестерни после окончательной обработки фосфотируют солью МАЖЕФ. Толщина слоя 0,005—0,007 мм.

Износу подвергаются корпус насоса и шестерни. В случае износа корпуса производят обработку поверхности, прилегающей к валу реакторов, до нормального торцового зазора по шестерням.

 

 

Вспомогательный масляный насос. Корпус и крышка вспомогательного насоса изготовлены из серого чугуна СЧ 21-40, твердость НВ 170—229, а шестерни из стали 12ХНЗА. Шестерни подвергают цементации, толщина цементируемого слоя 0,9—1,3 мм, твердость HRC 58. Шестерни фосфотируют (аналогично шестерням главного насоса).

 

 

Ось ведущей шестерни изготовлена из стали 40Х и закалена т. в. ч. на глубину 0,9—-1,5 мм, твердость HRC 56—62.
 

 

 

Ось ведомой шестерни, изготовленная из стали 20, подвергается цементации на глубину 0,8—1,1, твердость HRC 60—63. Основными неисправностями являются: износ корпуса, крышки, игольчатых роликов, внутреннего диаметра шестерен, оси шестерен.

При износе крышки необходимо прошлифовать плоскость разъема. Если при этом оси имеют выработку, то следует их заменить. Для обеспечения перпендикулярности осей при их запрессовке в корпус пользуются кондукторными втулками (рис. 65).

Изношенные игольчатые ролики подлежат замене на новые. Изношенные по внутреннему диаметру шестерни восстанавливают шлифовкой их до размера, позволяющего установить дополнительный игольчатый ролик, при сохранении зазора между иглами, ого-воренного условиями сборки. При шлифовке следует принять во внимание толщину цементируемого слоя.

Валы гидромеханической передачи изготовлены из стали 40Х, твердость HRC 28—32.

У ведущего вала обычно изнашиваются кольцевые канавки под уплотнительные кольца, которые восстанавливают наплавкой, аналогично восстановлению шлицев механической коробки передач. Вначале наплавляют металл в канавки, а затем накладывают второй слой по поверхности выступов.

Наплавку следует вести поочередно в каждую канавку, вращая при этом вал.

Дефектом промежуточного вала является износ или поломка валика привода малого масляного насоса. Для замены валика необходимо снять с промежуточного вала передний подшипник, выбить штифт крепления валика привода насоса, вынуть его, запрессовать новый валик, заштифтовать.

Шестерни гидромеханической передачи изготовлены из легированной стали 12ХНЗА (кроме шестерни привода спидометра) и термически обработаны цементацией на глубину 0,9—1,3 мм, закалкой и отпуском на твердость HRC 56—62.

Шестерня привода спидометра изготовлена из бронзы Бр. АЖ-9-4. В случае износа или выкрашивания зубьев шестерня подлежит замене на новую.

 

 


Двойной фрикцион. Корпус двойного фрикциона изготовлен из стали 45ЛП и закален т. в. ч., твердость HRC 48—55.

Поршень двойного фрикциона изготовлен из стали 40Х, твердость HRC 28—32. В двойном фрикционе износу подвергаются уплотнительные кольца и металлокерамические диски. При увеличении зазора в стыке кольца свыше 2 мм кольца заменяют новыми. Предельный износ металлокерамических дисков 0,15 мм на сторону, после чего они подлежат замене.

Допускаемая неплоскостность дисков составляет для ведомых дисков 0,15 мм, для ведущих 0,1 мм.

Узел промежуточной шестерни. Ось промежуточной шестерни, изготовленная из стали 20Х, подвергается цементации. Глубина цементируемого слоя 0,9—1,2 мм, твердость HRC 56—60. Торцовые поверхности предохраняют от цементации. Плавающая втулка изготовлена из бронзы Бр. ОЦС-5-5-5, а упорные шайбы выполнены из бронзы Бр. 0ф-6,5-0,15.

Износу подвергаются: ось, втулка, внутренняя поверхность шестерни и упорные шайбы. Изношенную внутреннюю поверхность шестерни восстанавливают шлифованием. При изготовлении новой втулки взамен изношенной следует учесть размер перешлифованной шестерни. Изношенные ось и шайбу заменяют новыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   100  ..